Аллегорическая композиция

Интересные экспонаты встречаются порой в краевых музеях. Вот эта картина маслом из собрания Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых написана в 1931 году художником Алексеем Ивановичем Столбовым. Как вы помните, это был еще достаточно вегетарианский период в политической системе СССР: настоящие репрессии пока не начались, а память о внешней угрозе со стороны Антанты была свежа. Произведение Столбова выдержано в стилистике лубочной иконы, а змееборец Сталин буквально списан с Георгия Победоносца. Аллегория очевидная, но требует небольшой расшифровки. Сталин сражается с символами ушедшей, но не до конца побежденной эпохи: медведем (капитализм), двумя разъяренными львами (религия и недобитая белогвардейщина), змием, обвивающем заднюю ногу коня (внутренняя контрреволюция). В верхнем левом углу − папа Пий XI, в правом − президент Франции Раймон Пуанкаре. В годы англо-французской интервенции в Советской России были популярны демонстрации с плакатами: «Лорду − в морду!» (про Джорджа Керзона) и «Пуанкáре − получи по харе!». Соответственно, впереди, перед Сталиным − благополучное советское будущее − пионер с козой на плечах. Фото из открытых источников.

Столбов Алексей Иванович, Аллегорическая композиция (1931)

This entry was posted in Живопись and tagged , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.