Говорит Зейналов

Из цикла «Художник говорит».

«Скульптура далека от людей с точки зрения понимания ее производства, с точки зрения востребованности. К примеру, стоимость картины метр на метр может быть пятнадцать тысяч рублей. В принципе, можно накинуть еще пятнадцать и продать за тридцать. Это то, что может себе позволить, в принципе, какое-то существенное количество людей. А вот скульптура размером метр на метр в производстве обойдется в несколько сотен тысяч рублей. И для того, чтобы на ней заработать столько же, сколько она стоит в производстве, вы придете к цифре, которая непосильна для большинства людей во всем мире.

Большая часть людей со скульптурой не соприкасается. Зачем она нужна, в чем ее польза, стоит ли ее обсуждать? И еще дальше люди от технологии производства скульптуры. Ведь чтобы нарисовать картину любой человек может прийти в условный магазин «Леонардо», где продавец посоветует ему, что купить. Холст, растворитель, разбавитель, кисти… И даже проинструктирует, как сделать картину. Но он вас точно не проинструктирует, как организовать полный цикл маленькой бронзовой скульптуры.

А я скульптор. Мне хочется рассказывать про скульптуру, мне хочется показывать. Я все время, производя скульптуру, отправляю видео. И люди в шоке просто в полном. Они вообще не понимают, что, например, вот так могло происходить. Вот в скульптуру заводится какая-то железка блестящая, там что-то сверлится, сваривается, обжигается огнем и так далее. И вот когда я эти видеоролики отправляю или когда я предлагаю людям приехать все это посмотреть, они спрашивают, зачем, мол, я покрыл все золотым цветом? А ведь это настоящий цвет бронзы! Или я выкладываю ролик, в котором голова зажата в тиски. Люди ужасаются: почему вы отрезали голову оленю? Я говорю: я не отрезал. Она приехала отдельно, и ноги были отдельно, и все было отдельно. Потом я показываю, как детали скульптуры соединяются. Или показываю мастерскую свою, где есть вещи и элементы по полторы-две тонны. Я пытаюсь объяснить процесс создания скульптуры. Показываю, как в начале делается маленькая модель, потом она увеличивается, потом снимается гипсово-силиконовая форма. И люди в шоке. Они видят, какая в процессе бывает неровная, неэстетическая поверхность, ведь сразу все хотят видеть гладкое. И многие втягиваются в изучение таких процессов. И это, на самом деле, единственный способ говорить с людьми о скульптуре.

Важным моментом для искусства сегодня является понимание принципов продажи предметов искусства авторами. Конечно, существуют дилеры, но для автора немаловажно понять, что и как происходит в мире продаж. А этому надо учиться. Это сегодня превратилось в науку, которая должна быть востребована. Галерист − это посредник. Всегда же лучше общаться напрямую, чем с посредником. И вот в этом смысле, конечно же, надо учить молодых авторов продавать искусство. Должно быть эстетическое понимание бизнеса в искусстве. Это сложная история.

Коллекционеры − это толщиной с волосок прослойка людей по всему миру. И это абсолютно не массовое занятие, не публичная история. Возможно, иначе она не имела бы смысла. Коллекция − это время и средства. Это инвестиции. Это самые надежные инвестиции. Не в нефть, не в золото, не в недвижимость. Все это проигрывает коллекции. Растет цена на искусство − коллекция в цене стабильно растет. Так было столетиями, так было во времена Возрождения в Италии, так было и в античном мире.

На Западе, например, я знаю, что кураторы и дилеры очень плотно дистанцировали авторов от рынка. Это удобный инструмент управления. Авторов не допускают, они находятся в зоне недосягаемости. Есть дилер, продавец, куратор. Есть кто угодно. И есть покупатель. И вот там идет диалог о бизнесе. Как ни странно, а производитель сидит где-то вдалеке. И получает свою часть от сделки. И, возвращаясь к вышесказанному, автору важно понимать процессы продажи, чтобы владеть ситуацией.

По крайней мере, для того, чтобы развиваться в скульптуре, нужны деньги. Чтобы сделать серию и презентовать ее в материале нужны немалые финансы. Для того, чтобы твое имя зазвучало или хотя бы прозвучало, тебе нужно прийти в какую-то классную галерею или договориться с музеем. Но любая экспозиция будет платной, если это какое-то достойное место. Но нужно уметь ее создавать так, чтобы она была востребована. И продавать ее. И дальше деньги, деньги нужные для работы. То есть скульптор − очень сложная профессия…».

Айдын Зейналов (1978 г.р.) – российский скульптор.

Фото: © sammlung.ru.
This entry was posted in Художник говорит and tagged , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.