Советский районный суд города Красноярска приговорил художника Василия Слонова к году исправительных работ с удержанием 15% от зарплаты в пользу государства. Его признали виновным в повторной демонстрации запрещенной символики (часть 1 статьи 282.4 УК) из-за фотографии куклы-неваляшки с тюремными татуировками. По версии обвинения, восьмиконечные звезды на неваляшках Слонова относятся к запрещенному в России движению «АУЕ».
В ходе прений сторона обвинения просила приговорить художника к двум годам исправительных работ. До вступления приговора в силу домашний арест Слонова заменили на подписку о невыезде. Две неваляшки суд постановил уничтожить.
«Я потрясен дважды решением по уничтожению культурных ценностей. Я считаю, что их (неваляшек) место в Эрмитаже или Русском музее», − заявил Слонов после суда. Он намерен обжаловать приговор.
Напомню, Василий Слонов относит себя к «сибирскому ироническому концептуализму». В 2018 году активисты провластного движения SERB разгромили его выставку «Небесный Иерусалим» в Москве. В феврале 2024 художник собирался вылететь в Казахстан, но был задержан в аэропорту Красноярска. У него прошли обыски по делу о демонстрации экстремистской символики, а его самого отправили под домашний арест. Поводом для преследования стала фотография арт-объекта в виде неваляшки с тюремными татуировками, которую художник опубликовал в соцсети «ВКонтакте». В октябре 2023 года художника уже штрафовали из-за неваляшки с тюремными татуировками по административному делу о демонстрации запрещенной символики.
UPD: Искусствовед Ксения Коробейникова так прокомментировала это событие в своем Телеграм-канале: «У искусствоведов решение суда вызывает недоумение. Суд мог вызвать профэкспертов, которые бы помогли отличить произведение искусства от пропаганды экстремизма. Иначе придется закрыть половину музеев, а еще запретить немало произведений классической литературы.
Изображенная Эдуардом Мане Олимпия не является пропагандой проституции. Многочисленные игроки в карты Поля Сезанна не вовлекают народ в азартные игры. Еврипид, написавший великую трагедию «Медея», не призывает женщин убивать своих детей, когда от них уходит муж. Неваляшка с татуировкой − это неваляшка с татуировкой, и ничего больше. Таков ее художественный замысел и эстетический концепт».