Говорит Альмеев

Из цикла «Художник говорит».

«…Если говорить честно, попса затравила людей. Я вспоминаю Андре Мальро, который говорил, что массовая культура − это барьер между массами и культурой. Нельзя идти на поводу у масс − массы не могут диктовать культуру. Лишь иногда из масс выбиваются люди, которые поистине создают культуру. Рецепт один − нужно фильтровать информацию. Нужно пропускать через сито, в том числе свое сознание. Иначе давящая попсовая культура начнет проникать в тебя… Или все время ходить в темных очках и смотреть под ноги. Или, наоборот, все время смотреть в небо.

Художник Надир Усманович Альмеев. Фото: Даша Самойлова / www.inde.io.

В семидесятые, в восьмидесятые, не скажу, что было безостановочно сложно, но ты всегда чувствовал некое давление извне, ты всегда был «под приглядом». И пригляд это был более пристальный, если человек выделялся из общей картинки, занимался творчеством. Нельзя сказать, что мы были такие безумно счастливые, что не замечали этого. И счастливы, конечно, мы тоже были, но это просто от того, что были юны, мы были счастливы нашей молодостью. Так вот, за спиной всегда кто-то стоял, система всегда немного следила. Художникам очерчивали четкие границы, пытались «поймать за руку», «пресечь абстракционизм», причем иногда это доходило до абсурда, до смешных и нелепейших вещей. В этой обстановке для художника, да и для любого творческого человека умение уходить в себя − просто необходимость.

До определенного периода в искусстве не было китча. Так называемая имитация искусства сейчас преобладает. В этом есть нарочитость и непонимание, для чего человек придумал изобразительное искусство. Мы лишены многого, это все нужно вобрать в себя, но мы слишком мало видим. Когда отца спросили: «Как научиться понимать классическую музыку?» − он сказал: «Слушать надо больше». То же самое: смотри больше − поймешь больше и будешь делать больше. А в китч упираются чаще всего от незнания. Взять то, что лежит на поверхности легче всего. Надо углубляться. Чаще всего я наблюдаю приспособленчество. Такая мимикрия, адаптация, ситуации, в которых художник идет на поводу у общественной «вкусовщинки». Человек, который хочет заявить о чем-то, так себя не поведет».

Надир Усманович Альмеев (1946 г.р.) − российский художник, мастер офорта.

Фото: Даша Самойлова / www.inde.io.
This entry was posted in Художник говорит and tagged , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.