В этот день, 14 августа 1945 года, родился немецкий режиссер и сценарист Вим Вендерс. К числу его лучших работ в кинематографе обычно относят такие картины, как: «Париж, Техас», «Небо над Берлином», «Так далеко, так близко». Но моим любимым фильмом Вендерса, уже многие годы остается «Американский друг» (1977), артхаусный криминальный триллер, снятый по роману Патриции Хайсмит «Игра Рипли». Для справки, отмечу, что сюжет этого произведения (точнее нескольких романов о похождениях афериста Тома Рипли) удачно лег в основу и других кинокартин. Среди них: «На ярком солнце» (1961) Рене Клемана с участием Алена Делона, «Талантливый мистер Рипли» (1999) Энтони Мингеллы с Мэтом Деймоном, и «Игра Рипли» (2002) Лилианы Кавани с Джоном Малковичем в главной роли. Каждая из этих картин по-своему превосходна. Но шедевр Вима Вендерса обладает особой атмосферой европейского нуара, снятого в лиричном и несколько минорном экзистенциальном ключе. В основных ролях режиссер задействовал американского актера и режиссера Дэнниса Хоппера, и известного немецкого актера Бруно Ганца. Кстати, именно Хоппер и предложил назвать картину «Американский друг». Сюжет такой: реставратор и владелец гамбургской багетной мастерской Джонатан Циммерман (Бруно Ганц) страдает тяжелым заболеванием крови, и едва сводит концы с концами. На аукционе его знакомят с американцем Томом Рипли (Деннис Хоппер), промышляющим перепродажей поддельных картин. Узнав о тяжелой жизненной ситуации реставратора, Рипли предлагает ему сделку — Джонатан должен поехать в Париж, и убить там одного человека. Взамен ему обещана крупная сумма денег, которую после смерти Джонатана получит его жена и сын. Последний чувствует, что его болезнь прогрессирует, и соглашается. Совершив это убийство, реставратор оказывается замешан в сложные отношения с преступным картелем, который стоит за фигурой самого Тома Рипли. Постепенно Джонатан понимает, что это не последнее заказное убийство, в которое втянул его американский друг…
Сам фильм снимался в центре Гамбурга, и пронизан щемяще-меланхоличной атмосферой портового города, тягучей и немного сюрреалистичной. Это сон о жизни на самом краю, о странной дружбе двух уставших от всего немолодых мужчин, картина об одиночестве и поисках самого себя. Вообще, литературно-сюжетная фабула этой картины второстепенна, как и во многих работах Вима Вендерса. И что отрадно, – в отличии от голливудских штамповок, – это ни в коем случае не боевик и не блокбастер. Это хорошее авторское кино, снятое в традициях европейского интеллектуального кинематографа. Советую этот фильм всем, кто еще не видел. А замечательному режиссеру Виму Вендерсу желаю новых творческих удач и долгих лет активной, плодотворной жизни!