Как раскрутить художника?

«В повседневной жизни любовь можно выражать по-разному, но нужно помнить, что в мире искусства любовь всегда выражается деньгами». Алан Бамбергер

  В апреле 2012 года я предпринял попытку рассмотреть деятельность художника с коммерческой точки зрения. В результате получились две статьи из серии «Деньги для художника», которые можно прочитать здесь — часть 1, и здесь — часть 2. Изложенные в них выводы, основывались, главным образом, на собственном опыте, а так же на опыте моих коллег и друзей, занимающихся творческой деятельностью. Какие-то вопросы, касающиеся раскрутки художника в современных российских условиях, я затронул лишь отчасти, другие не затронул вовсе. Тем не менее, мне стало интересно, как эта проблема выглядит и с другой стороны, а именно — со стороны опытного профессионального арт-дилера, работающего с крупнейшими галереями США. Речь идет об известном американском арт-консультанте Алане Бамбергере (Alan Bamberger), высказывание которого я вынес под заголовок. Приведенный ниже материал основан на нескольких тематических статьях, опубликованных на персональном сайте Алана, и заключен в форму условного интервью с «начинающим художником». Текст перевел с английского Сергей Киреев, пунктуация и орфография частично отредактированы мной. Итак, размышления Алана Бамбергера:

Как найти агента, который бы представлял мои работы?

«Агент художника» – это, по большому счету, не более чем миф. Собственно говоря, именно арт-дилеры и художественные галереи выполняют функции агента и являются представителями художника и именно к ним нужно обращаться. Очень немногие художники пользуются услугами тех, кого можно было бы назвать агентами, представителями или скорее даже менеджерами. Однако речь идет только о достигших известности художниках, которые могут себе позволить нанять профессионала, поддерживающего внешние контакты с дилерами, галереями, музеями и покупателями.

Я регулярно рассылаю свои работы по галереям, но никто не проявляет к ним никакого интереса. Что я делаю не так?

Если вы обращаетесь к тем, кого вы не знаете и кто не знает вас и не знаком с вашим искусством, то у вас очень мало шансов на успех. Шансы не очень велики и в том случае, если вы пытаетесь обратить на себя внимание крупных галерей, будучи еще неизвестным художником даже на региональном уровне. Для начала нужно создать себе имя там, где вы живете и работаете, необходимо искать контакты с теми галереями, которые подходят вам тематически, уметь объяснить, почему именно вы и ваши работы им нужны.

Я пишу картины уже несколько лет, участвовал в нескольких групповых выставках, организованных местными галереями. Не пришло ли время обратиться в крупные галереи и попытаться провести персональную выставку?

Попытайтесь честно ответить на мой вопрос. Вот если вы в составе группы играете по вечерам в местных барах и клубах, вы станете обращаться в Мэдисон Сквер Гарден с предложением об организации собственного концерта? Мир искусства устроен так же, как и весь остальной мир. Вы поднимаетесь вверх, ступень за ступенью, а не перепрыгиваете через целые пролеты.

Стоит ли тратить деньги на выпуск цифровых репродукций (ограниченный тираж) своих работ?

Только в том случае, если ваше имя широко известно, а спрос на ваши работы так велик, что вы не успеваете его удовлетворять, продавая оригиналы. Или если ваши оригиналы настолько дороги, что покупатели не могут их себе позволить. Главным образом, репродукции покупают из-за имени, а художественная ценность репродукций всегда вторична. Люди читали о художнике, они слышали о нем, у всех друзей он есть, значит, и у меня должен быть. Это и есть список причин, побуждающих желание купить репродукцию. Кроме этого, рассматривая вопрос о выпуске репродукций, имейте в виду, что при наличии на рынке оригиналов ваших работ, вы начинаете конкурировать с самим собой. Обыватель всегда предпочитает более дешевый товар.

Стоит ли тратить деньги на вэб-сайт?

Стоит, но не следует тратить на интернет-страничку слишком много денег (при условии , что вы не страдаете от их переизбытка, конечно). Кроме того, если ваше имя еще не слишком известно, не рассчитывайте на скорое начало интернет-продаж. Проблема с привлечением трафика на новый сайт заключается в том, что люди еще не знают о вас и никто вас не ищет в интернете, ну или таких людей еще слишком мало. Поэтому лучше всего сделать простой, недорогой сайт и сочетать онлайн продвижение с традиционными формами, такими как личное общение с интересующими вас людьми. Хороший вэб-сайт для начинающего художника должен включать в себя пару слов о себе и своем искусстве, краткую биографию, резюме, фотографии ваших работ с ценами и контактную информацию. Ну и конечно, на вашем сайте не должно быть никакой ерунды, вроде флэш-анимации, музыки, мигающих каракатиц из серии «поймай меня». Когда я обращаюсь к сайту художника, мне меньше всего нужны пытки, созданные изобретательным вэб-дизайнером. Я хочу познакомиться с художником и видеть его творчество. Ни больше и ни меньше.

Стоит ли платить за возможность выставлять свои работы на известных тематических вэб-сайтах?

Возможно, только не платите много. Существует пара крупных сайтов, предлагающих бесплатное размещение. С них и начните. Остальные арт-сайты создаются для зарабатывания денег. И зарабатывают на них те, кто ими владеет, а не художники, пользующиеся услугами таких сайтов. Художники платят за размещение работ на сайте независимо от того, продаются их работы или нет. Таким образом, владельцы сайтов всегда в выигрыше. Счет: один-ноль в пользу сайта. Конечно, лучшие из таких сайтов хорошо продают работы художников, но кому принадлежат эти работы, владельцев сайта совершенно не беспокоит. Так, любому потенциальному покупателю, пришедшему на вашу страницу, незамедлительно будет предложено что-нибудь похожее на то, что делаете вы. Больших оснований оставаться на вашей странице у покупателя нет, и шанс, что он уйдет с вашей странички без покупки повышается. Это уже два-ноль в пользу сайта. Теперь учтите, что крупные арт-сайты представляют работы многих сотен художников, поэтому вероятность того, что кто-то обратит внимание именно на вас, не больше, чем выиграть джек-пот в Лас-Вегасе. Общий счет: три-ноль, не в пользу художника. Шансы будут значительно выше, если сайт согласится регулярно продвигать именно ваши работы, но, поскольку вы одни из многих сотен, то вам вряд ли стоит на это рассчитывать.

Имеет ли смысл арендовать выставочные площади в галереях, предлагающих такие услуги?

Все зависит от конкретной галереи. Есть галереи, расположенные к художникам, их цены невысоки, они предлагают полезные сопутствующие услуги, которые обеспечивают художнику необходимые контакты. Другие, напротив, чрезмерно дороги, преследуют только собственные интересы, их обещания щедры, но почти никогда не выполняются. Лучший способ понять, что собой представляет та или иная галерея — поговорить с художниками, которые пользовались или пользуются ее услугами. И сделать это ДО ТОГО, как вы заплатите за предоставляемые услуги.

Время от времени я получаю предложения разместить работы в каталогах и справочниках современных художников. Как утверждается, эти издания имеют многотысячные тиражи и распространяются на национальном и международном уровнях. Подача заявления на участие в каталоге обычно бесплатна, либо имеет символическую цену. Однако в случае подтверждения вашего участия в каталоге стоимость услуги резко возрастает, иногда до нескольких тысяч долларов. За эти деньги в справочнике разместят максимум двухстраничное эссе о творчестве и выделят место для несколько иллюстраций. Стоит ли принимать подобные предложения или нет?

Нет. Авторитетные, заслуживающие доверия справочники и каталоги, такие как «Кто есть кто в американском искусстве» («Marquis Who’s Who in American Art») или «Новая американская живопись» («New American Paintings Open Studio Press») не требуют денег за размещение информации на своих страницах. Однако вашу кандидатуру должны одобрить, и справедливости ради нужно отметить, что добиться этого ох как не просто. («Новая американская живопись» берет небольшой номинальный взнос, «Кто есть кто в американском искусстве» — абсолютно бесплатный). Те справочники и каталоги, которые требуют больших сумм за размещение информации, как правило, имеют многократно завышенные цены, и эти издания плохо распространяются. Это билет в одну сторону. Такие каталоги не имеют реального веса в мире искусства. Они хороши лишь для удовлетворения собственного тщеславия. Любой, направивший запрос в такой справочник, будет гарантированно принят. Почему? Да потому, что такие издания существуют только за счет тех тысяч и тысяч долларов, которые им соглашаются заплатить наивные художники. Так какой же смысл отказывать желающим? Правильно — никакого. А после включения информации о вас в такой справочник — какой смысл заниматься его распространением? Опять правильно — никакого. Вы ведь уже заплатили. Ко всему сказанному следует добавить, что за те суммы, которые требуют такие справочники, вы можете купить разворот в популярном глянцевом журнале по искусству, или оплатить создание очень добротного профессионального вэб-сайта.

Можете ли вы дать мне список галерей, агентов или коллекционеров, которых может заинтересовать мое творчество?

Идея, что кто-то, имеющий маломальский вес в мире искусства, начнет делиться информацией и контактами с совершенно незнакомым человеком – просто абсурдна. Начнем с того, что человек, к которому вы обращаетесь с подобной просьбой, не имеет ни малейшего представления о том, кто вы такой, что вы за человек, какой вы художник, на что вы способны и можно ли с вами работать. В мире искусства рекомендуют только тех художников, которых знают лично, и только тем дилерам или галеристам, с которыми, опять же, лично знакомы. Отношения в мире искусства строятся на доверии и личных знакомствах. Основа таких связей строится на долгосрочных и взаимовыгодных отношениях, нарабатываемых годами. Никто и никогда не станет рисковать своим авторитетом, раздавая контакты и списки имен незнакомым художникам. Рекомендации дают только, когда на это есть причины, и с совершенно определенными намерениями, когда предполагается вполне определенный сценарий развития событий, выгодный, в том числе, и рекомендующему. Рекомендации дают всегда и только, людям, которых хорошо знают.

Мои работы всем нравятся. Почему же они не продаются?

Тут все зависит от того, кого именно вы имеете ввиду под словом «все». Если это друзья и члены вашей семьи, то им скорее всего нравится все, что вы делаете (ну а если и не нравится, они никогда не признаются в этом). Попробуйте провести такой эксперимент: когда в следующий раз «все» станут хвалить ваше искусство, спросите их, какую конкретно из ваших работ они хотели бы купить, и сколько готовы за нее заплатить. В повседневной жизни любовь можно выражать по-разному, но нужно помнить, что в мире искусства любовь всегда выражается деньгами.

Стоит ли покупать список электронных адресов галерей и регулярно рассылать по этим адресам информацию о моем творчестве?

Это абсолютно пустая трата денег, и откровенный арт-спам. Вы ведь не знаете, кто составлял этот список, по какому принципу, какова тематика и направленность включенных в него галерей, подходит ли, хотя бы отдаленно, им ваш стиль и все что вы делаете и т. д. Станете ли вы подходить к каждому незнакомцу на улице с предложением купить вашу работу? А ведь это именно то, что вы собираетесь делать, покупая список электронных адресов. Ежедневно галереи получают десятки писем похожего содержания. Почему вы думаете, что галерейщик, выбрасывающий в корзину всю эту корреспонденцию, сделает исключение именно для вашего письма?

Я сделал пожертвование для благотворительного аукциона и моя работа была продана за хорошие деньги. Я поднял цены на остальные свои работы, но теперь ничего не могу продать. Что происходит?

На благотворительных аукционах люди отдают деньги на благотворительность, а покупка вашей работы является сопутствующим действием. Поэтому цены на благотворительных аукционах не имеют никакого отношения к реальной стоимости художественных работ — они могут быть как очень высоки, так и неоправданно низки. Большинство участников приходят на благотворительный аукцион, чтобы сделать пожертвование и людям безразлично, что конкретно станет поводом. В этой ситуации ваша работа всего лишь сувенир, который они уносят с акции.

Я предпочитаю, чтоб мое искусство само говорило за себя. Разве я не прав?

Может вы и правы, но только лишь в том случае, если создаете говорящие произведения искусства. Во всех остальных случаях говорить (или писать) придется вам самим. Это необходимо, для того, чтоб люди могли лучше понять и оценить то, что вы делаете. Здесь подойдет сравнение с театром. Представьте себе постановку, сыгранную на пустой сцене актерами, одетыми в современную городскую одежду, и ту же пьесу, с актерами в костюмах, соответствующих эпохе, среди красочных декораций. Согласитесь, что глубина восприятия будет разной, хотя текст пьесы тот же.

Следует ли мне описывать мое творчество, пользуясь терминологией принятой в искусствоведении, отмечая при этом его принадлежность к тому или иному стилю и направлению в искусстве?

Не всегда. Это оправдано лишь в тех редких случаях, когда собеседник разбирается в истории искусства. Большинство же людей недостаточно осведомлены в таких вопросах. Кроме того, те, кто разбирается в искусствоведении, не нуждаются в дополнительных пояснениях и могут самостоятельно сделать нужные выводы. Главным образом, люди хотят услышать вашу историю. Почему вы посвятили жизнь творчеству, как вы пришли к идее самовыражения через искусство, как вы работаете, что вы чувствуете, что вы пытаетесь донести до окружающих посредством вашего искусства? Простая история вашего пути – вот что интересует публику. Поэтому экскурс в историю искусства в большинстве случаев неуместен.

Уместно ли упоминание имен художников, повлиявших на становление моего творчества?

Нет. Если вы, например, отметите, что на вас оказал влияние Уорхол, то внимание незамедлительно переключится с вас на Уорхола. Упоминание известных имен неизбежно приводит к сравнению. Проблема в том, что чаще всего это сравнение бывает не в вашу пользу. Поэтому старайтесь фокусировать внимание на себе, и пусть критики сами подбирают сравнения — это их работа.

Мои преподаватели утверждают, что для художника единственным способом преуспеть является девиз: «идти вперед и создавать искусство!». Так ли это на самом деле так?

Профессора, которые забивают головы студентам такой бессмыслицей, на самом деле должны быть честнее со своими студентами и говорить им правду. А правда в том, что профессора не знают, как преуспеть, потому что их этому никто не научил, и если бы они знали, то, вне всяких сомнений, многие из них не стали бы преподавать в учебных заведениях. Я не нападаю на преподавателей. Нам очень нужна эта уважаемая профессия. Я лишь хочу сказать, что даже профессору не зазорно признать, что на свете есть что-то, чего он не знает. И это лучше, чем напыщенно призывать всех подряд «двигаться вперед». Художник может довольно быстро занять свою нишу на рынке художественных произведений, а может всю жизнь беспомощно барахтаться, не понимая его законов. Очень многие художники могли бы избежать многочисленных ошибок, если бы имели хотя бы самые общие представления о том, как этот рынок функционирует. В момент, когда художник выпускает свою работу за пределы мастерской, у работы начинается путь, который проходит любой другой товар на рынке и путь этот мало чем отличается от пути, по которому идут все товары. Превратить свою работу в товар и суметь продать этот товар очень важно для художника, который собирается существовать на свои заработки. Будем надеяться, что в художественных школах начнут изучать вопросы взаимодействия искусства и денег. И тогда выпускники этих школ будут лучше подготовлены к рыночной реальности.

Мне бы хотелось, чтоб на моем вэб-сайте было представлено как можно больше разных направлений, в которых я работаю. Мне кажется, это повысит шансы понравиться потенциальному покупателю. Ведь тогда, каждый найдет на моем сайте что-нибудь по душе. Разве не так?

Отвечу вопросом на ваш вопрос. Вы когда-нибудь видели на персональных выставках в престижных галереях разнообразие стилей или направлений? В галереях и на выставках все работы взаимосвязаны, и чаще всего — это вариации на одну и ту же тему, они объединены либо общей идеей, либо замыслом художника, либо тем, как они расположены или оформлены. Когда же вы загромождаете разнообразием стилей и техник свой вэб-сайт, вы попросту сбиваете людей с толку . Они не могут понять, в чем основа вашего творчества, что вы хотите сказать, куда движетесь. А люди, сбитые с толку, обычно не покупают картин. Это все равно, что зайти в магазин и увидеть, что там на одном и том же прилавке продаются бананы, дамские сумочки, моторное масло и товары для домашних животных. Увидев такое, вы скорее всего, развернетесь и выйдете из такого магазина.

Стоит ли мне размещать на сайте выборку работ, созданных в ходе всей моей художественной карьеры?

Это зависит от того, какую цель вы преследуете. Если вэб-сайт задуман как ретроспектива вашего творчества, тогда да. Но если задача сайта – продать как можно больше работ, или способствовать участию работ в выставках — тогда лучше сосредоточиться только на том, над чем вы работаете сейчас. Если вы все-таки хотите разместить некоторые из своих старых работ, то выбирайте те из них, которые органично сочетаются с вашими текущими работами, с теми, над которыми вы работаете в настоящее время, и обязательно отделите их друг от друга. Чем заметнее разница между старым и новым, тем аккуратнее нужно принимать решение. И еще, ведь вряд ли вам хочется привлечь потенциального покупателя к тому, чем вы уже не занимаетесь. И, пожалуйста, никогда не размещайте на вэб-сайте буквально все, что было когда-либо вами сделано, начиная чуть ли не с двухлетнего возраста!

Стоит ли выставлять на вэб-сайт уже проданные работы, чтоб подчеркнуть, как хорошо мои работы продаются?

Нет. Представьте, что вы зашли в магазин и хотите что-нибудь купить, а там большая часть товаров уже продана. Вам конечно говорят, что вам подберут что-нибудь другое. Но согласитесь, что у вас возникнет ощущение, что все лучшее разобрали уже до вас. Конечно, разместив уже проданные работы на вэб-сайте, художник произведет впечатление своим умением продавать, но помимо этого, создастся и другое впечатление — все стоящее уже продано, и выбрать можно лишь из того, что не взяли другие. Если хотите разместить на сайте проданные работы, делайте это грамотно и с конкретной целью. Например, покажите ваши многочисленные работы, проданные известным коллекционерам или крупным корпорациям, или организациям и институтам.

Я нахожу в интернете арт-дилеров, галереи, других, авторитетных в мире искусства людей, и рассылаю изображения своих работ по найденным адресам, не сопровождая письма текстом. Я считаю, что люди и организации захотят узнать больше, напишут мне, начнут задавать вопросы или предложат участие в выставках. Однако, пока ответов не приходило. Нет ли у вас соображений по этому поводу?

Из всех возможных способов, выбранный вами является безусловно и безоговорочно самым глупым (второй по глупости — это рассылать письма, начинающиеся словами «Дорогой сэр/ мадам»; третий — «Пожалуйста, посетите мой вэб-сайт и скажите, что вы думаете о моем искусстве»). Люди, которые получают такие письма (если предположить, что они их вообще открывают, чего, поверьте мне, многие из них не делают), удивляются и говорят себе: «Кто этот болван и что ему от меня нужно?». Представьте на время, что вы оставили карьеру художника и ищите другую работу. Делайте это следующим способом — отправляйте в компании свое резюме без каких-либо на то оснований и не давая в них никаких объяснений.

Вы рекомендуете выставляться на местном и региональном уровне и постепенно расширять географию выставок. Значит ли это, что мне нужно попробовать установить контакты со всеми галереями в моем регионе?

Нет. Не торопитесь представляться галереям, и особенно направлять всем запросы по поводу проведения выставок. Познакомьтесь сначала с галереями, изучите специфику каждой, узнайте, какое искусство они представляют. Сконцентрируйтесь на тех галереях, которые специализируются на работах, схожих по стилю с вашими, либо на художниках, похожих на вас по карьерным достижениям. Лучше всего это делать во время открытий выставок или в ходе других многолюдных мероприятий, когда вы сможете, не привлекая к себе внимания, осмотреться и оценить обстановку. Сначала проанализируйте всю собранную информацию, определитесь, что вам подходит, а контакты устанавливайте уже на следующем этапе.

Я бы хотел выставляться в некоторых галереях. С чего бы вы посоветовали начинать разговор, касающийся моего творчества?

Я бы мог написать дюжину статей на эту тему, но если коротко, (я очень надеюсь, что ваши работы по стилю подходят конкретной галерее, в чем вы убедились заблаговременно) то я бы сделал акцент на следующем. Сначала представьтесь, не торопитесь, убедитесь, что у собеседников есть время и желание с вами говорить. Если с этим все в порядке, тогда говорите, но только не о себе, а о них. Продемонстрируйте искренний интерес к галерее, покажите, что вы ее давний поклонник, а не просто еще один художник, пребывающий в поисках выставочных помещений. Если эти формальности успешно преодолены, кратко расскажите о том, почему вы думаете, что ваше творчество созвучно стилю данной галереи. Подтвердите свои доводы ФАКТАМИ. Изучите творчество художников, которые представлены галереей в настоящее время — чем больше будет фактов, тем лучше. Если вы благополучно справились и с этим, то вполне возможно, что ваши собеседники захотят увидеть ваши работы. Желаю удачи!

Я хочу запатентовать свои работы, чтобы никто не мог их копировать. Я собираюсь воспользоваться как можно большим количеством мер юридической защиты. Прав ли я?

Хорошо, вы хотите сказать, что вы что-то изобрели? Что конкретно? Новую химическую формулу для производства красок? Новое оборудование для производства картин? Я не специалист по патентному праву, но если вы ничего не изобрели, значит патентовать вам нечего. Права на ваши работы автоматически закрепляются за вами в момент, когда вы их создаете. На самом деле, здесь не о чем беспокоиться, вам не нужно документально ничего оформлять. Кроме того, следует помнить, что художник, который имеет репутацию склочника, или, хуже того, известен, как любитель обращаться в юридические инстанции, обречен на отторжение со стороны подавляющего большинства потенциальных дилеров, галерей и покупателей. Люди любят искусство за его свободу, за новые идеи, смелые концепции, за новые горизонты, которые оно открывает, и совсем не за то, что оно будет ограничивать нас юридическими условностями. Используйте юридическую систему только тогда, когда все другие меры исчерпаны.

Я не хочу выставлять свои работы в интернете, поскольку изображения могут украсть. Как я могу обезопасить себя от подобных краж?

Мой совет: купите пещеру и живите в ней до конца жизни; никогда и никому не показывайте ваши работы; не забудьте в завещании упомянуть место, где вы их спрятали, и тогда, после вашего ухода в лучший мир, кто-нибудь и где-нибудь непременно займется раскруткой и продажей ваших работ.

Стоит ли настаивать на подписании договора о неразглашении информации дилером, галереей или консультантом, прежде чем начинать переговоры?

Конечно стоит, и тогда вы, как художник, никогда и ничего не добьетесь!

Галереи не принимают мои работы.Что бы вы мне посоветовали?

Попробуйте поучаствовать в коллективных выставках и конкурсах. Попробуйте, совместно с другими художниками, арендовать выставочные площади. Можно попробовать выставляться в «не артистических местах», таких, как рестораны, кафе, закусочные, вестибюли гостиниц и фирм, парикмахерские, даже просто частные дома. Выставляйтесь везде, где можно показать работы. Пробуйте все, что возможно. Узнайте, не могут ли вам помочь друзья. Можно вывесить работы в публичных местах, в залах заседаний, в фойе кинотеатров и концертных залов. Ищите любые возможности. Чем больше людей увидит ваши работы, тем выше ваши шансы когда-нибудь попасть в галерею. Создавайте свое резюме терпеливо, строчку за строчкой, и каким бы незначительным ни казалось вам событие, скрывающееся за каждой такой строкой, все это в конечном счете сочтется и поможет вашей дальнейшей карьере.

На вэб-сайте я не указываю цен на мои работы. Я хочу, чтобы заинтересованные покупатели связались со мной лично, для уточнения всех подробностей. Правильно ли это?

Нет. Люди не любят спрашивать о ценах, поскольку они не хотят неудобно выглядеть, в случае, если цены окажутся выше их ожиданий. Понравится ли вам магазин, в котором нет ни одного ценника, и в котором вы будете вынуждены спрашивать цену всего, что вас заинтересует?

Стоит ли мне вести блог на вэб-сайте?

И да, и нет. Да, если вы пишете хорошо, регулярно и интересно. Тогда вы привлекаете внимание, формируете аудиторию поклонников, демонстрируете любителям искусства, что вы в них заинтересованы. Нет, если ваши заметки не связаны с темой сайта, и если они выходят с частотой раз в несколько месяцев, поскольку так вы показываете своим читателям, что они вам неинтересны, безразличны. Прежде чем начинать блог, нужно четко понимать, что ведение блога требует времени, усилий, настойчивости и регулярности. Если вы готовы придерживаться этих правил, результаты будут очень хорошие.

Я работаю в крупном формате, размеры моих работ колеблются в пределах от одного метра до двух. В связи с этим возникают многочисленные проблемы с организацией выставок и продаж. Есть ли какие-то способы справиться с такими проблемами? Есть ли галереи специализирующиеся на выставках работ большого формата?

Об искусстве большого формата следует знать, что люди, которые покупают крупногабаритные работы (и галереи, в которых они выставляются) в основном предпочитают, чтобы создателями таких работ были известные художники. Проще говоря, большие работы требуют «больших» имен. Некоторые галереи подбирают работы большого формата для корпоративных клиентов, для оформления просторных помещений, но такие работы должны соответствовать очень специфическим требованиям. Правда в том, что большинство покупателей работ большого формата делают это, чтоб произвести впечатление, а, как известно, наиболее сильное впечатление можно произвести известным именем автора. Поэтому, если ваша карьера еще на начальной стадии, и, если вы еще только формируете свое резюме, то имеет смысл подумать об уменьшении размеров ваших работ. Крупногабаритные работы хороши только тогда, когда они могут выгодно подчеркнуть достоинства работ меньшего формата — срабатывает так называемый эффект выгодного соседства. Мой вам совет: подумайте о создании работ среднего или малого размера, и не только потому, что они требуют меньше места для экспонирования и хранения, но и потому, что они более доступны в смысле их стоимости. И вообще, чем больше выбора вы предоставите потенциальным покупателям малогабаритных работ, особенно в самом начале вашей карьеры, тем лучше.

Не могли бы вы подсказать, что надо делать, чтоб в условиях нынешней экономики успешно продавать работы. В последнее время мне не очень везет.

Два ключевых фактора успеха — это упорство и решительность. Как бы трудно ни шли дела, показывайте всем, что вы здесь всерьез и надолго, и что всем надо с этим смириться. Когда-то, на заре своей карьеры, я любил поговорку – сто отказов, на каждый положительный отклик. Когда дела заходили в тупик, или когда кто-то в очередной раз предлагал мне остановиться и найти нормальную работу, я лишь удваивал усилия, чтобы доказать, насколько они неправы. И у меня получилось! И вот что мне нравится в нынешней экономической ситуации — прямо по пословице «нет худа без добра» — сегодняшняя экономика вынуждает художника самоутверждаться, показывать, на что он способен, не оглядываясь на обстоятельства, расширять горизонты, проявлять находчивость, изобретательность и новаторство. Для тех, кто ищет возможность самореализоваться и свободно творить, Америка по-прежнему остается лучшим местом на Земле. Эту привилегию надо использовать грамотно и с выгодой для себя.

Я планирую найти в интернете названия пары сотен галерей в крупнейших городах мира и отправить по найденным адресам открытки с информацией о моих работах. Каково ваше мнение на этот счет?

Вас интересует мое мнение? Забудьте об этой идее. Прежде чем выходить на международный уровень реализуйте себя там, где вы живете. И потом, для обращения к кому-либо у вас должна быть причина. Заявление вроде: «Привет, я художник, вот мои работы», — совершенно недостаточная причина для обращения в галерею. Обращение в любую галерею должно быть индивидуальным, и, что самое важное, вы должны быть в состоянии объяснить, почему ваши работы подходят для экспонирования в конкретно выбранной вами галерее. Проще говоря, факт того, что у галереи есть стены, а у вас есть работы и желание выставляться, не является достаточным основанием. Обращаясь к галерее, говорите не о себе, а о них. Если вы сможете доказать, что вы понимаете миссию этой галереи, ее стратегию, задачи, которые она ставит перед собой, если вы продемонстрируете знакомство с ее историей и с художниками, которых она представляет, и объясните, как вы и ваши работы вписываются в концепцию галереи, то только тогда вы будете иметь шанс на то, что вас заметят.

Я намерен записаться на бизнес-курсы для художников. Что вы думаете о моем решении?

Если и есть профессия, которая не может использовать общих законов ведения бизнеса, то это профессия художника. Поэтому вам, в первую очередь, важно убедиться, что тот, кто преподает на этих курсах, имеет вес и опыт работы именно в мире искусства, а не является одним из многочисленных менеджеров с научной степенью, парой лет опыта работы в какой-нибудь корпорации и самонадеянной уверенностью, что продавать картины так же просто, как и любой другой продукт.

Устанавливая контакт с галереями, должен ли я показывать им все свои работы?

Нет, вам следует показывать только то, над чем вы работаете сейчас. И если по замечаниям и вопросам вы почувствуете целесообразность, то можно показать те ранние работы, которые способствовали формированию вашего нынешнего творчества. Кроме прочего, убедитесь, что ваши работы сгруппированы по темам или сериям. Две, три, максимум, четыре крупных категории, каждую из которых вы можете ясно описать и прокомментировать. Показывая беспорядочно много работ, вы лишь сбиваете всех с толку — и себя, и галерею. Ваше интервью с галереей имеет две цели: показать свой талант и, что важнее всего, убедить галерею в том, что ваша миссия достойна интереса с их стороны. Эта вторая цель, более важна, чем демонстрация вашего таланта. Галереи интересуются привлекательными историями о художниках и их работах и уважают художников, которые твердо знают, что делают.

Недавно я услышал о международном конкурсе с большим призовым фондом. К участию приглашаются все художники, на любом уровне их карьеры. Я начинающий художник и у меня нет серьезного резюме. Стоит ли мне принимать участие в конкурсе?

Для верной оценки любого конкурса нужны факты. Сколько лет существует конкурс? Кто его последние победители (особенно с резюме, похожими на ваше)? Сколько участников? Каковы цифры по продажам? Известны ли имена членов жюри, и имена спонсоров? Какие музеи и галереи стоят за организаторами конкурса? Что пишут о конкурсе пресса и критики? Очень важны электронные и почтовые адреса, телефонные номера и прочая конкретная информация, которая позволит вам связаться и проверить все, что говорится и пишется о конкурсе? Собрав всю необходимую информацию, звоните, пишите, направляйте запросы. Ваша задача состоит в том, чтобы убедиться, что конкурс известен и имеет авторитет в мире искусства. Если все, что вы получаете в ответ на запросы, это общая и ничем не подтвержденная информация, или расплывчатые обещания связаться с вами когда-нибудь, позднее, то, вероятно, вам следует пропустить этот конкурс и дождаться следующего. Никогда не подавайте свои работы на конкурс раньше, чем соберете о нем полную информацию, иначе вы рискуете напрасно потратить свое время и деньги. И уж коли мы заговорили на тему конкурсов, а также в качестве информации для тех из вас, кто любит цифры, следует заметить, что прослеживается обратная зависимость между уровнем конкурса и той суммой, которую должен заплатить его участник. Другими словами, чем больше сумма, которую вас просят заплатить за участие в конкурсе, тем меньше вероятность того, что в конкурсе вообще стоит участвовать.

Стоит ли мне нанимать художественного инструктора?

Мне всегда было интересно, кто же это такой, художественный инструктор? Это некто, кто говорит вам, как сконцентрироваться на работе? Или может, он научит вас, как заглянуть внутрь себя и увидеть свою истинную сущность? Для успеха вам, как художнику, необходимо точное понимание того, как создавать свои работы, и как их продвигать и продавать. Все, что вам нужно — практические инструкции, которые вы могли бы использовать, и отнюдь не праздные разговоры. К примеру, вы можете сходить на курсы живописи, поучаствовать в семинаре или в дискуссии, посвященным конкретным аспектам арт-бизнеса или творчества. В любом случае, что бы вы ни делали и кого бы не нанимали, убедитесь, что, в обмен на свои деньги, вы получите осязаемый результат, т. е. навык, метод, технику, подход, и что ваш преподаватель имеет достаточный авторитет и квалификацию в интересующей вас области.

Мой консультант утверждает, что он может посодействовать тому, чтобы мои работы были приняты к участию в престижных конкурсах. И возможно даже, что с его помощью я начну выставляться в музеях. По его словам, он научит меня правильно составлять письма, использовать специальные методы работы, которые позволят моим картинам предстать в выгодном свете перед авторитетными людьми из художественного мира. Как вы можете прокомментировать эту информацию?

Если вы полагаете, что участие в музейных выставках является результатом правильно написанного письма или использования каких-либо особых методов работы с кураторами, то вам пора переосмыслить ситуацию. Единственно возможный, известный мне способ попадания работы в музей, лежит через повышение качества этой работы. Вы, как и любой другой художник, постепенно поднимаетесь по карьерным ступеням. Вы сами формируете карьерную базу своим участием в выставках, повышением продаж, интересом к вашему творчеству критиков и прессы. И в какой-то момент музеи начинают замечать вас. Поверьте, нет никаких специальных способов сделать этот процесс короче.

Подскажите, как «сделать» себе имя?

Показывайте свои работы как можно большему количеству людей. Чем больше и чаще люди видят ваши работы, тем быстрее они запомнят ваше имя. Регулярная, постоянная и целенаправленная демонстрация работ ничем не отличается от коммерческой рекламы. Чем чаще упоминаются ваши работы, тем лучше публика знакома с ними, а это в свою очередь повышает вероятность того, что люди захотят узнать о ваших работах больше, ну, и возможно, начнут покупать их.

Как мне улучшить связи с миром искусства? Я не самый общительный человек…

Здесь прослеживается прямая зависимость с ответом на предыдущий вопрос. Художнику необходимо быть на публике как можно чаще. Посещать открытия выставок, семинары, лекции, местные музеи, проводить время там, где общаются люди искусства, где они обмениваются мнениями и обсуждают проблемы. Не беспокойтесь о том, что будете неловко выглядеть или неудобно себя чувствовать. Вы не обязаны говорить или делать то, что вам не по душе. Просто расслабьтесь и приятно проводите время. Все, что вам нужно, это показать себя, и очень скоро вы заметите, что люди начнут узнавать вас, подходить к вам, знакомиться, представляться, задавать вопросы. И, хотите верьте, хотите нет, но очень скоро то же самое начнете делать и вы. Именно так зарождаются контакты и связи в мире искусства.

Как мне словесно описать мою работу людям, которые никогда не видели моих картин? У меня не очень получается говорить о собственных работах…

Говорите просто и ясно, и пусть те, с кем вы говорите, подсказывают вам направление, в котором должна продвигаться беседа. Ориентируйтесь на те проблемы и вопросы, которые интересуют ваших собеседников. То, что волнует только вас, может и подождать. Старайтесь отвечать на вопросы как можно более прямо и информативно. Не уводите беседу в сторону и не отвечайте на вопросы, которых вам не задавали. Никогда не загружайте собеседника своими познаниями в истории искусств. Воздержитесь от менторского тона и от профессорской лекции . Пресыщение информацией, как правило, означает конец разговора, а Ваша цель — завязать общение, инициировать интерес к вашим работам, и сделать это можно только говоря на языке собеседника, давая ему ровно столько информации, сколько необходимо для поддержания его интереса к вам. Кстати, если вы чувствуете неловкость, когда говорите о своем творчестве, попрактикуйтесь дома или с кем-то из друзей. Рассказывайте о себе хоть стенке, хоть плюшевому мишке. Чем больше будет практики, тем лучше будет получаться, и тем свободнее вы будете себя чувствовать в общении с малознакомым собеседником».

This entry was posted in Деньги and tagged , , , , , , . Bookmark the permalink.