Деньги для художника. Часть 2. Promotion

    С детства нам говорят одно и то же – учись хорошо, будь трудолюбивым и всего достигнешь. Интересно, студенты художественных, да и других творческих вузов и училищ, представляют себе, что их ждет за пределами альма-матер? Уверен, что немногие вообще представляют себе, с чем предстоит столкнуться, выбравшись на вольные хлеба. То есть, витать в облаках, конечно, никто не запрещает. Ниже речь пойдет совсем не об успехе на поприще искусства, а о простом выживании (или скажем, пристойном существовании) художника в эпоху свободных рыночных отношений. Когда никто никому ничего не должен. Когда всем наплевать, гений ты или бомж. И когда уже сама принадлежность человека к творческой профессии больше не сопряжена со светлым и романтическим ореолом, а скорее вызывает легкое подозрение в его кредитоспособности. Итак, какие шаги предпринять художнику, помимо каждодневного ремесленного труда?

  • Начнем с портфолио. Для начала сделайте качественные фотографии своих работ. Желательно подойти к этому вопросу серьезно, поскольку невнятные и мутные фотоснимки способны испортить впечатление от любого шедевра. Для съемки подойдет любая хорошая камера среднего уровня (не обязательно профессиональная зеркалка!) и штатив. Как обрабатывать снимки в графическом редакторе (вроде Adobe Photoshop) писать не буду – это тема отдельной статьи.  Портфолио послужит в дальнейшем для нескольких целей, о которых речь впереди. Это и создание рекламного презентационного CD-диска, который подходит для рассылки (владельцам галерей, потенциальным клиентам, спонсорам), или в виде подарка. Как будет выглядеть эта своеобразная визитная карточка автора – дело вкуса. Это может быть и простое слайд-шоу, и интерактивный диск, оформленный профессиональным дизайнером. Не забудьте записать на диск свои контактные данные.
  • Стив Джобс говорил как-то: “Если вас нет в интернете, вас нет в бизнесе.” И был прав. Постарайтесь сделать свою личную страничку в сети. Для этого подойдут и бесплатные раскрученные арт-галереи, и персональный сайт с работами, послужным списком и биографическими данными. Здесь еще раз пригодится ваше цифровое портфолио. Так называемые Интернет-магазины торгующие произведениями искусства, явление далеко небесполезное. Автору этих строк приходилось неоднократно продавать работы с помощью арт-сайтов. Причем регистрация и обслуживание персональных страниц на таких ресурсах, как правило, бесплатные. Но комиссионные с продаж платить придется.
  • Не забывайте о выставочной деятельности. Как можно больше участвуйте во всех бесплатных мероприятиях, где можно, так или иначе, экспонировать свои произведения. Не гнушайтесь даже помещениями магазинов, клубов, кафе,  кинотеатров и библиотек, если чувствуете, что из подобных мероприятий можно извлечь финансовую или рекламную выгоду для своей работы. Учитесь ДОГОВАРИВАТЬСЯ – это один из главных принципов успешной карьеры художника.
  • Платные выставки тоже имеют смысл, но не все. Есть немало залов и галерей зарекомендовавших себя, как популярные точки для любителей искусства и потенциальных покупателей. В Москве, например, это – Центральный Дом Художника, Манеж, музейно-академические комплексы на Волхонке, и в целом исторический центр в пределах Садового кольца. Выставляться в этих местах особенно престижно. К слову отмечу, что моя первая выставка состоялась в галерее на Остоженке, в ста метрах от того места, где я родился. Вот такое совпадение!
  • Но не будем забывать и про “спальные” районы! Столичная публика достаточно ленива и живет по схеме: дом-работа-дом. Многих годами не вытащишь ни на какие художественные мероприятия. Молодежь висит в Интернете, старшее поколение погрязло в телевизоре. Но и тут есть выход. Ничто эстетическое обывателю не чуждо, и на этот случай есть художественные салоны, которые есть во многих микрорайонах. На худой конец, нашей цели послужат частные магазины, торгующие сувенирной продукцией, где можно разместить несколько работ на продажу. Наценка таких салонов составляет обычно 70-100% от вашей цены, поэтому не рассчитывайте на сверхприбыли. Тем более, что произведения, которые можно реализовать таким способом, довольно определенного формата. В лучшем случае, это – традиционная живопись, ювелирные изделия, сувенирная продукция, батик. Но обычно – китч.
  • С галереями в Москве непросто работать, поскольку в большинстве случаев – это довольно форматные организации, занимающиеся концептуальным искусством или пиар-менеджментом. Создается впечатление, что зачастую эти галереи открывают для красивого отмывания денег. Выставочной деятельностью занимаются далеко не все, часть так называемых “галерей” обслуживают одного-двух раскрученных персонажей из шоу-бизнеса. Но на это правило есть и исключения. Если есть свободное время, попробуйте прозондировать и галерейщиков. Кстати, на этот случай и пригодится презентационный диск, о котором уже было сказано выше.
  • Имеет ли смысл выпуск печатного каталога свих работ? Имеет, если у вас уже есть определенная  идея позиционирования собственного творчества.  Например, знаю одну художницу, занимающуюся салонным портретированием. Ей очень помогает красивый буклет с ее картинами, который она постоянно забывает на столиках в  элитных клубах и спа-салонах. Блондинки счастливы! А если серьезно, каталоги с совместных и персональных выставок очень положительно влияют на имидж художника, особенно в глазах иностранных галеристов и покупателей предметов искусства. В небольших типографиях сейчас можно недорого напечатать каталог или постер если не офсетным (что дороговато, и зависит от тиража), то цифровым методом.
  • Наличие хорошего спонсора очень упрощает процесс продвижения художника! И в некоторых случаях -  это единственный путь к успеху. Речь сейчас не о богатом папе, хотя это тоже неплохо. Но у каждого из нас есть какие-то родственники, друзья и знакомые, которые где-то служат и работают. Не берусь давать конкретных советов, каким образом склонить представителей банка или инвестиционной компании к взаимовыгодному сотрудничеству. Замечу только, что спонсорская поддержка художественных проектов положительно влияет на общий имидж фирмы в глазах коллег и деловых партеров. А в западных странах как-то даже сказывается на налоговой политике. Ну а меценатство – это вообще богоугодное дело! Так что, если есть возможность заинтересовать подобного рода перспективами руководство крупной финансовой или чиновничьей структуры – дерзайте!
  • Хотя участие в профессиональных творческих союзах не является настолько уж обязательным в наши дни, но все же могу посоветовать: если есть такая возможность – вступайте. Особых благ в виде бесплатных мастерских, конечно, не ждите, (кстати, изредка мастерскую выбить все же можно!), но кое-какие приятные мелочи вам обеспечены. Членские взносы небольшие, но зато бесплатное посещение многих художественных мероприятий это окупает.
  • Все вышеприведенные способы раскрутки художника не рассчитаны на быстрый результат. И если менять творческую специальность на более стабильную профессию не хочется, придется прибегнуть к поиску дополнительного заработка. Наиболее распространены, не связанные с постоянной занятостью, подработки компьютерным фрилансом (для владеющих программами цифровой графики, полиграфической версткой и т.п.), или преподавание. Не обязательно устраиваться на ставку в профильный колледж, есть и детские изостудии, и частное репетиторство.  Всегда найдутся соседи, знакомые, желающие за небольшие деньги развивать в детях эстетические навыки или научить их основам рисунка и живописи. Кстати, в некоторых случаях, работа преподавателя в детском кружке при ДЭЗе или в доме культуры, дает художнику дополнительно и служебное пространство для мастерской.

    И в заключение приведу банальную истину: под лежачий камень, сами знаете… Поэтому для профессионального преуспевания важны не только хорошие отметки по анатомии  или композиции, но и случай, обаяние и крепкие ноги. Удачи!

This entry was posted in Деньги and tagged , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.

One Response to Деньги для художника. Часть 2. Promotion

  1. Pingback: Как раскрутить художника? |

Comments are closed.