Многие уже знают, что древние статуи греко-римского периода изначально были не беломраморными, как мы привыкли их видеть в музеях, а цветными. Недавно ученые Оксфордского университета провели исследования, доказывающие, что античные статуи не только раскрашивали, но и покрывали ароматическими благовониями. Археолог Сесили Бронс выяснила, что скульптурные изображения часто украшали роскошными тканями и драгоценностями, а также придавали им особый запах. Она приводит примеры использования благовоний для статуй богов и героев, опираясь не только на данные химического анализа, но и на документальные свидетельства. В древности аромат играл важную роль в религиозных практиках, создавая особую атмосферу и усиливая эмоциональное воздействие от предметов культа. Скульптуры не просто изображали богов, они должны были вызывать ощущение трепета и живого присутствия.
О ритуальном помазании священных изображений маслами упоминал Цицерон. Надписи в храме на острове Делос указывают, что для статуй Артемиды и Геры использовали оливковое масло, пчелиный воск, экстракты роз, цитрусы и мускус.
Поэт Каллимах писал, что статуя египетской царицы Береники II была «влажной от благоухания». Это говорит о том, что ароматизация распространялась не только на культовые изображения, но и на портретные скульптуры знатных персон. Во время римских праздников − «флоралий» − статуи украшали гирляндами из роз и фиалок, усиливая обонятельные эффекты.
Чтобы проверить это, ученые провели анализ и обнаружили на бюсте Береники II следы пчелиного воска и других химических веществ. Это позволило предположить, что скульптуру могли покрывать ароматическими маслами или парфюмерной водой того времени. По описанию Витрувия и Плиния Старшего, одним из методов обработки статуй был ганосис − покрытие поверхности мрамора восками и маслами для придания ему блеска и запаха. Источник.