5 марта аукционный дом «Christie’s» завершил свой первый аукцион, посвященный искусству, созданному при помощи искусственного интеллекта. Торги прошли успешнее, чем можно было ожидать.
Главный лот − динамическая картина турецко-американского медиахудожника Рефика Анадола (Refik Anadol) «Machine Hallucinations − ISS Dreams − A» − ушел за 277 200 долларов. Для этой работы автор обработал данные, полученные с Международной космической станции и орбитальных спутников.
Картину «Embedding Study 1 & 2», созданную американкой Холли Херндон (Holly Herndon) и британцем Мэтом Драйхерстом (Mat Dryhurst) купили за 94 500 долларов.
Произведение американского художника Александра Ребена (Alexander Reben) «Untitled Robot Painting» создавалось прямо во время аукциона: робот в штаб-квартире Christie’s дорисовывал его с каждым повышением ставки. В итоге лот приобрели за 8 190 долларов.
Как сообщили представители «Christie’s», больше трети покупателей участвовали в торгах впервые, и почти половина из них принадлежит к молодому поколению.
Вице-президент аукционного дома и директор по продажам цифрового искусства Николь Сэйлс Джайлз сказала: «Мы надеялись, что коллекционеры и широкая публика признают влияние и значение ИИ-искусства в современном художественном ландшафте. Судя по результатам продаж, они его действительно признали».
Вскоре после анонса аукциона более 5 600 художников подписались под открытым письмом, где требовали отменить мероприятие. «Многие из произведений искусства, которые вы планируете выставить на аукцион, были созданы с использованием моделей ИИ, которые, как известно, обучаются на работах, защищенных авторским правом, без лицензии. Ваша поддержка этих моделей и людей, которые их используют, поощряет и дополнительно стимулирует массовую кражу работ художников-людей компаниями, занимающимися разработкой искусственного интеллекта» − говорится в письме.
Некоторые участники аукциона выступили с возражением. К примеру, Мэт Драйхерст заявил, что будет «защищать право любого художника экспериментировать с современными инструментами», и что это обращение − «часть преднамеренной стратегии по стигматизации ИИ».