Совершенно не очевидно, что талант и деньги связаны напрямую. Но ведь способность зарабатывать большие деньги – это тоже талант. Получается парадокс. Попробуем разобраться в этой ситуации. В контексте искусства, или, точнее – арт-рынка, художник является предпринимателем, и подчинен все тем же экономическим законам, что применимы к любой другой сфере бизнеса. Но с небольшой, но важной поправкой — целью артиста, художника, является не только прямая материальная выгода, как результат своей деятельности, но и такое понятие, как самовыражение. Оно имеет разные формы: актер, выходя на бис после удачно сыгранного спектакля, получает такую отдачу от зрительного зала, испытывает такой внутренний подъем и самоуважение, которое вряд ли восполняют денежные знаки. В какой-то мере целью артиста является известность, почитание, слава. То же касается и литератора, работающего над статьей (неважно, что заказной!) или собственным романом, и внезапно нашедшего удачную фразу, эпитет, сюжетный поворот. Вот этот краткий миг душевной эйфории, сопутствующий, что греха таить, довольно рутинной и трудной стезе любого творческого человека, настолько вдохновляет, что в некоторых случаях является одним из главных и первоочередных стимулов в работе художника. Эти мотивы становятся в некотором роде путеводной звездой и смыслом творческого труда. Деньги, как принято считать, это – эквивалент счастья, но его-то они и не приносят.
Вспомнилось интервью с лидером легендарной группы The Rolling Stones Миком Джеггером. Журналист спросил певца: что заставляет вас, музыкантов, заслуживших все мыслимые награды в шоу-индустрии, заработавших сотни миллионов, мотаться в довольно уже пенсионном возрасте по гастролям, пересекая континенты, часовые пояса, и все же выходить на сцену, отрабатывать многочасовые концерты? На что Джеггер ответил примерно следующее: самый большой кайф мы испытываем от того взаимодействия с ревущим стадионом, когда я чувствую власть над всеми этими людьми, когда все мы становимся одним целым, и когда каждой клеточкой тела испытываешь восторг от взаимодействия с фанатами, которые пришли на наше шоу. Это заводит больше чем секс, стимулирует больше чем деньги.
Не меркантильные же амбиции заставили всемирно известного режиссера Стивена Спилберга, затевать проекты, которые важны, в первую очередь для реализации неких сокровенных граней менталитета художника, как например, кинокартина “Список Шиндлера”. Инвесторы наотрез отказались выделять средства под длинный черно-белый фильм о концлагере, посчитав его коммерчески бесперспективным. Но Спилберг взялся продюсировать и снимать фильм на собственные деньги, отдав таким образом дань уважения и памяти еврейскому народу, частью которого он является. “Список Шиндлера” стал шедевром не только мирового кино, но и к удивлению, с лихвой окупил затраты.
Известно, что многие художники, музыканты, журналисты, вступив в опасную сферу легких и быстрых заработков, скатывались потом в откровенную халтуру. Конечно, временами, всем нам приходится выполнять заказы, мало отвечающие той профессиональной и эстетической планке, которая и отделяет искусство от ремесленнических поделок. И тут важно, во-первых: не потерять тот стержень, который позволяет испытывать удовольствие от самого творческого процесса и развиваться в профессии. Во-вторых: каждый находится в разных жизненных обстоятельствах, которые вынуждают делать выбор: насколько можно покривить своим «я», имеет ли смысл прогибаться под конкретного заказчика, и не будет-ли это зазорным для автора в принципе? Каждый решает это сам…
Талантливый шоумен и неплохой салонный художник Сальвадор Дали призывал: «Художник должен быть богат!». Кто спорит-то? Только к богатству, во все времена, ведет не талант, а Его Величество Случай и гибкий позвоночник. Дали потакал вкусам состоятельной буржуазии, разыгрывая из себя шута, а тем временем его умная жена Гала успешно превращала в деньги мужнины чудачества, обрабатывая пресыщенных клиентов. Приближенные к власти творцы редко отличались выдающимися художественными способностями (исключения скорее подтверждают правило), но всегда были востребованы и знамениты. Один из таких способов добиться желаемого — как в том анекдоте про лягушку в крынке — лапками взбивать себе масло на бутерброд с икрой, успешно использует Никас Сафронов, художник пусть и без искры божьей, но с незаурядными способностями тусовщика в среде нашей новорусской звездократии. Естественно, придворных художников много не бывает. Шилов и Церетели используют веками проверенную некомпетентность в искусстве власть имущих, и их не меньшее тщеславие и страсть к ампирно-парадному антуражу. Сафронову попроще – он обслуживает в основном российский шоу-бизнес и средней руки нуворишей. А к маэстро Глазунову уже лет десять как прикипела роль небожителя, «живого классика», главы Академии и автора многотомных мемуаров. Илья Сергеевич, если и снизойдет до портрета современника, то уровнем никак не ниже президента или папы римского. Получается, что на этом поле – все участки заняты.
Учитывая все вышеизложенное, приходится признать что одного таланта для материального успеха (в любой сфере, впрочем), увы, недостаточно. В завершении приведу замечательное высказывание известной актрисы Людмилы Гурченко на эту тему: «Успех – это случай, внешность, а потом уже талант»…