Талант и деньги

   Совершенно не очевидно, что талант и деньги связаны напрямую. Но ведь способность зарабатывать большие деньги – это тоже талант. Получается парадокс. Попробуем разобраться в этой ситуации. В контексте искусства, или, точнее – арт-рынка, художник является предпринимателем, и подчинен все тем же экономическим законам, что применимы к любой другой сфере бизнеса. Но с небольшой, но важной поправкой — целью артиста, художника, является не только прямая материальная выгода, как результат своей деятельности, но и такое понятие, как самовыражение. Оно имеет разные формы: актер, выходя на бис после удачно сыгранного спектакля, получает такую отдачу от зрительного зала, испытывает такой внутренний подъем и самоуважение, которое вряд ли восполняют денежные знаки. В какой-то мере целью артиста является известность, почитание, слава. То же касается и литератора, работающего над статьей (неважно, что заказной!) или собственным романом, и внезапно нашедшего удачную фразу, эпитет, сюжетный поворот. Вот этот краткий миг душевной эйфории, сопутствующий, что греха таить, довольно рутинной и трудной стезе любого творческого человека, настолько вдохновляет, что в некоторых случаях является одним из главных и первоочередных стимулов в работе художника. Эти мотивы становятся в некотором роде путеводной звездой и смыслом творческого труда. Деньги, как принято считать, это – эквивалент счастья, но его-то они и не приносят.

Мик Джэггер, вокалист группы The Rolling Stones

   Вспомнилось интервью с лидером легендарной группы The Rolling Stones Миком Джеггером. Журналист спросил певца: что заставляет вас, музыкантов, заслуживших все мыслимые награды в шоу-индустрии, заработавших сотни миллионов, мотаться в довольно уже пенсионном возрасте по гастролям, пересекая континенты, часовые пояса, и все же выходить на сцену, отрабатывать многочасовые концерты? На что Джеггер ответил примерно следующее: самый большой кайф мы испытываем от того взаимодействия с ревущим стадионом, когда я чувствую власть над всеми этими людьми, когда все мы становимся одним целым, и когда каждой клеточкой тела испытываешь восторг от взаимодействия с фанатами, которые пришли на наше шоу. Это заводит больше чем секс, стимулирует больше чем деньги.

Кадр из фильма Стивена Спилберга "Cписок Шиндлера"

   Не меркантильные же амбиции заставили всемирно известного режиссера Стивена Спилберга, затевать проекты, которые важны, в первую очередь для реализации неких сокровенных граней менталитета художника, как например, кинокартина Список Шиндлера. Инвесторы наотрез отказались выделять средства под длинный черно-белый фильм о концлагере, посчитав его коммерчески бесперспективным. Но Спилберг взялся продюсировать и снимать фильм на собственные деньги, отдав таким образом дань уважения и памяти еврейскому народу, частью которого он является. “Список Шиндлера” стал шедевром не только мирового кино, но и к удивлению, с лихвой окупил затраты.

   Известно, что многие художники, музыканты, журналисты, вступив в опасную сферу легких и быстрых заработков, скатывались потом в откровенную халтуру. Конечно, временами, всем нам приходится выполнять заказы, мало отвечающие той профессиональной и эстетической планке, которая и отделяет искусство от ремесленнических поделок. И тут важно, во-первых: не потерять тот стержень, который позволяет испытывать удовольствие от самого творческого процесса и развиваться в профессии. Во-вторых: каждый находится в разных жизненных обстоятельствах, которые вынуждают делать выбор: насколько можно покривить своим «я», имеет ли смысл прогибаться под конкретного заказчика, и не будет-ли это зазорным для автора в принципе? Каждый решает это сам…

Сальвадор Дали

   Талантливый шоумен и неплохой салонный художник Сальвадор Дали призывал: «Художник должен быть богат!». Кто спорит-то? Только к богатству, во все времена, ведет не талант, а Его Величество Случай и гибкий позвоночник. Дали потакал вкусам состоятельной буржуазии, разыгрывая из себя шута, а тем временем его умная жена Гала успешно превращала в деньги мужнины чудачества, обрабатывая пресыщенных клиентов. Приближенные к власти творцы редко отличались выдающимися художественными способностями (исключения скорее подтверждают правило), но всегда были востребованы и знамениты. Один из таких способов добиться желаемого — как в том анекдоте про лягушку в крынке — лапками взбивать себе масло на бутерброд с икрой, успешно использует Никас Сафронов, художник пусть и без искры божьей, но с незаурядными способностями тусовщика в среде нашей новорусской звездократии. Естественно, придворных художников много не бывает. Шилов и Церетели используют веками проверенную некомпетентность в искусстве власть имущих, и их не меньшее тщеславие и страсть к ампирно-парадному антуражу. Сафронову попроще – он обслуживает в основном российский шоу-бизнес и средней руки нуворишей. А к маэстро Глазунову уже лет десять как прикипела роль небожителя, «живого классика», главы Академии и автора многотомных мемуаров. Илья Сергеевич, если и снизойдет до портрета современника, то уровнем никак не ниже президента или папы римского. Получается, что на этом поле – все участки заняты.

   Учитывая все вышеизложенное, приходится признать что одного таланта для материального успеха (в любой сфере, впрочем), увы, недостаточно. В завершении приведу замечательное высказывание известной актрисы Людмилы Гурченко на эту тему: «Успех – это случай, внешность, а потом уже талант»…

This entry was posted in Деньги and tagged , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.