Цикл фресок о жизни Христа Джотто ди Бондоне (1266−1337) стал новым словом в европейской живописи. До него библейские сюжеты итальянские художники писали по византийскому образцу. Но Джотто как бы «перевел» Библию с греческого на латынь. Посмотрим на его картину «Взятие Христа под стражу», 1306.
Обычно, толпа на византийских иконах представляла собой почти схематическое изображение людей, отличающихся разве что жестами рук. А у Джотто мы видим уникальные лица, пусть даже многие из них выражают одну и ту же эмоцию. Появилась и динамика: персонажи в толпе размахивают факелами, копьями и дубинками; один из апостолов (Петр) отсекает ухо стражнику; человек слева в плаще тянет ученика Христа за одежду. Показательно, что Иуда у Джотто занимает центральное место в композиции: его фигура в желтом плаще больше, чем образ Спасителя, предатель словно окутывает и поглощает предаваемого. При этом лицо Иисуса спокойно. В момент смертельной опасности Он без страха и гнева вглядывается в лицо Иуды. Пророчество сбывается: «истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня».