Разрезанная картина Кранаха

Не все картины старых мастеров доходят до современного зрителя такими, какими их задумали авторы. И дело не только в старении материалов и изменении цвета красок. В некоторых случаях произведения сознательно портят в угоду новым владельцам, или по причинам религиозного-политического характера.

Спустя почти девяносто лет искусствоведы восстановили первоначальный образ молодой женщины, написанной Лукасом Кранахом Старшим (1472-1553). Работа перемещалась из коллекции в коллекцию как «Портрет принцессы Эрнестины». Однако выяснилось, что под изящным обликом саксонской аристократки скрывалась библейская Саломея, повелевшая, по преданию, обезглавить Иоанна Крестителя. В 1937 году дилеры одной немецкой галереи решили просто разрезать шедевр Кранаха, поскольку посчитали, что кровавое изображение отпугнет коллекционеров. Темному фону на портрете придали золотистый оттенок, картину переименовали и выставили на торги.

Недавно две половинки оригинальной картины Кранаха «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (ок. 1530 г.) воссоединились. В прошлом году Герцогский музей Готы (Германия) приобрел «Саломею» на аукционе в Париже за 144 000 евро и сейчас выставляет ее вместе с жутким трофеем. Тем не менее, некоторые живописные фрагменты композиции, скорее всего, навсегда потеряны.

Сегодня в Герцогском музее в Готе, включающем коллекцию герцогства Саксен-Готского, собранную в основном в период с XVII по XIX века, хранятся восемь работ Кранаха. Однако до потерь во время Второй мировой войны музей располагал гораздо бóльшим собранием. После гиперинфляции двадцатых годов руководство музея вынуждено было применить практику изъятия и продажи отдельных экспонатов. Несмотря на возражения властей Тюрингии, «Саломея» Кранаха в 1936 году была продана галерее «Buck» в Мангейме.

В одном письме галеристы признавались, что окровавленная голова «была бы невыносима для утонченных людей» и кастрировали картину с целью быстрой перепродажи. Образ Саломеи, «переодетой» принцессой Эрнестиной, еще трижды в XX веке появлялся в галереях Амстердама, прежде чем в 2012 году попасть на аукцион «Christie’s» в Лондоне. В промежутке между продажей и повторным появлением картины в аукционном доме «Artcurial» в Париже, Герцогский музей отреставрировал нижнюю половину полотна и в 2021 году представил ее публике. Директор коллекций «Фонда Фриденштейн» в Готе Тимо Трюмпер заявил по этому случаю: «Возвращение фрагмента имеет историческую ценность для искусства. На горизонте − новые открытия в области мастерской Кранаха».

Фото: © Friedenstein Foundation Gotha/Lutz Ebhardt, Rose Heidl.
This entry was posted in Бизнес, Живопись, События and tagged , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.