Безусловно, главное художественное событие уходящего года − открывшаяся сегодня в Новой Третьяковке ретроспективная выставка Михаила Врубеля (1856–1910). Впервые за 65 лет вместе собраны работы художника из ГТГ, Русского музея, четырнадцати региональных и зарубежных музеев, частных коллекций. Зрители смогут увидеть более пятидесяти картин и пастелей крупного формата, около двухсот графических листов, тридцать произведений, выполненных в технике майолики. Экспозиция, приуроченная к 165-летию со дня рождения мастера, заняла все три этажа филиала Третьяковской галереи на Крымском валу. Кураторами проекта выступили заведующая отделом графики XVIII − начала XX века ГТГ Ирина Шуманова и старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Аркадий Ипполитов.
Новаторство Врубеля, не до конца понятое современниками, тем не менее, никого не оставляло равнодушным. Даже умнейшие люди эпохи не всегда объективно относились к его творчеству. Вот что писал о художнике критик Владимир Стасов: «Врубель очень хороший и милый человек, и даже отчасти небесталанен. Однако работы его до того нелепы и безобразны, что никакого терпения нет!».
Художник Константин Коровин, напротив, был добр к коллеге: «Чистейший из людей. Кротко сносил все удары, терпел от злобы и невежества всю жизнь. Был беден и голодал, случалось, мог месяц жить на 3 рубля, питаясь хлебом да водой. Однако видел лишь то, что значительно и высоко. Не копил и не жалел ни работ своих, ни денег». Заказанные Саввой Мамонтовым в 1896 году панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» вызывали ненависть и ожесточенную ругань в жюри художников из Академии. Известно также критическое отношение к Врубелю Ильи Репина. И все же в этом странном художнике угадывался настоящий гений.
«Врубель, пренебрежительно относившийся к искусству служения высокой социальной миссии (то есть отторгавший «передвижнический содержательный проект»), был все же исполнен идеи высокого служения опять же некой Истине, под которой нужно подразумевать Искусство и Мастерство» − пишет о нем искусствовед уже нашего времени Михаил Боде. Врубелю выпала страшная судьба: несчастная любовь, оставившая шрамы не только в душе, но и на теле, смерть единственного сына, сифилис, безумие, слепота. В судьбе художника не меньше трагического и мистического, чем в его демонических произведениях, которые сегодня составляют «золотой фонд» русского искусства.
Выставка Михаила Врубеля будет работать с 3 ноября 2021 года по 8 марта 2022 года, по адресу: Москва, Крымский вал, 10, Новая Третьяковка. Внимание! С 28 октября 2021 года вход в Государственную Третьяковскую галерею для лиц старше 18 лет возможен только при наличии QR-кода и документа, удостоверяющего личность. Все фото: © Государственная Третьяковская галерея.