Константин Кузнецов. Неизвестный импрессионист

4 февраля в Третьяковской галерее начнет работу ретроспективная выставка художника Константина Кузнецова (1863–1936). Для российского зрителя − это открытие нового имени, первая масштабная экспозиция произведений «русского парижанина», единственного из отечественных живописцев, кто органично влился в традицию французского импрессионизма и постимпрессионизма.

01-Константин Кузнецов_Бретонские рыбаки. Конкарно. 1900-1902

Ретроспективу Константина Кузнецова в Третьяковской галерее удалось собрать благодаря необычной судьбе автора. Переехав во Францию, художник долгое время располагал средствами от семейного капитала, которые позволяли ему не продавать работы. Он предпочитал не сотрудничать с галеристами и, по воспоминаниям дочери, даже отказался заключить контракт с прославленным Амбруазом Волларом. Когда в 1936 году художник скончался, почти все его полотна сохранились в парижской мастерской на улице Буассонад. Они пролежали более ста лет в ожидании своего часа, бережно передаваемые из поколения в поколение потомками живописца. Несколько лет назад российские специалисты проводили архивные и искусствоведческие исследования и познакомились с правнучками художника. В их апартаментах они обнаружили огромное собрание картин Кузнецова, которое в настоящее время представлено на выставке в Третьяковской галерее.

02-Константин Кузнецов_Автопортрет с сыновьями Михаилом и Александром, 1918

Художник Константин Кузнецов (1863–1936)Биографическая справка. Константин Павлович Кузнецов родился в 1863 году в селе Желнино Нижегородской губернии. Происходил из состоятельной купеческой семьи. Получил хорошее домашнее образование, играл на фортепиано и флейте, самостоятельно начал заниматься живописью и рисунком, подражая живописи Исаака Левитана и Ивана Шишкина. Около 1892 года поступил в художественную студию при Академии изящных искусств в Саратове, где познакомился с Виктором Борисовым-Мусатовым. В 1896 году совершил длительную поездку по Европе. В 1897 и 1899 годах занимался в мастерской Фернана Кормона в Париже. В 1900 году женился на москвичке Александре Самодуровой и вскоре переехал с ней в Париж. После эмиграции Константин Кузнецов на родину больше не возвращался, хотя до конца жизни не менял гражданства. Супруги увлеклись импрессионизмом, в особенности творчеством Клода Моне и Камиля Писсарро. (Жена тоже занималась живописью, посещала академию Родольфа Жюлиана). Молодая семья жила сначала на Монмартре, а с 1907 года − на Монпарнасе. Тем не менее, работая во Франции Константин Кузнецов участвовал в выставках Московского товарищества художников в Москве и Петербурге. Последний раз его произведения экспонировались в Москве в 1909 году.

03-Константин Кузнецов_Остров Бель-Иль, 1913

Сначала художник работал преимущественно в постимпрессионистической манере, писал мотивы Парижа и окрестностей, морские пейзажи Бретани и Нормандии. В 1900-х годах работал в Барбизоне. После 1927 года он уже не покидал Парижа, писал большей частью берега Сены. Зимой работал в мастерской над декоративными полотнами и портретами. Постепенно Константин Кузнецов отходит от традиций импрессионизма; его краски становятся более жидкими, мазок резче и размашистее, палитра темнеет, а свет его полотен делается контрастнее. К концу жизни художник достиг исключительной передачи света, добился оригинальной, одному ему присущей манеры письма. Французские критики, оценивая его достижения, называли Кузнецова «последним рыцарем импрессионизма»: от этого направления в его творчестве остались пленэризм, спонтанность, чувственность восприятия, стремление к передаче неповторимости момента.

04-Константин Кузнецов_Площадь Согласия в Париже, 1920-е

Во Франции Константин Кузнецов стал постоянным участником «Салона национального общества изящных искусств», «Осеннего салона» и «Салона независимых». В России и за рубежом его картины выставлялись наряду с произведениями Анри Матисса, Виктора Борисова-Мусатова, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Пьера Боннара, Мориса Дени. После смерти Костантина Кузнецова в Париже проходили ретроспективные выставки его работ − в 1937-м, 1964-м, 1965-м и 1966-м годах. Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Третьяковской галерее, Русском музее, музее Орсе, музее Карнавале в Париже, музее изящных искусств Кемпера, музее Эжена Будена в Онфлёре, музее Понт-Авена, муниципальном музее Гааги.

05-Константин Кузнецов_Сосны и яблони в Керфани, 1921

Выставка в Государственной Третьяковской галерее будет работать с 4 февраля по 14 марта 2021 года по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, д. 12, Инженерный корпус, 3-й этаж. Все фото: © Фонд Константина Кузнецова /  © ГТГ (2021).

This entry was posted in Выставки, Живопись and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.