Говорит Лобарёва

Из цикла «Художник говорит».

«Как человек начинает рисовать? От желания получить удовольствие от самого процесса: «Я хочу писать, мне радостно от творчества!». Но потом ему становится мало. Он хочет успешно продаваться, выставляться или стать известным. Хобби становится профессией со всеми вытекающими отсюда проблемами. Знаменитым стать не проблема. А вот как стать богатым? В принципе, это неправильно поставленные вопросы. Их обычно объединяют вместе. Вопрос не в том, как заработать денег, а как их зарабатывать постоянно.

Если ты хочешь отдохнуть, расслабиться – пиши, рисуй. Пусть это будет как хобби. Только в этом случае ты будешь получать от этого удовольствие. Как только ты перейдешь в профессиональную деятельность, вся твоя радость сразу закончится. И начнется профессиональная чернуха. Женя Бондарева в одном из постов высказала очень интересную мысль. Как только она начала профессионально обучаться – радость стала исчезать. Профессия не предполагает такого удовольствия как от хобби. Я себя чувствовала счастливым художником пока работала в театре. Вечером приходила умотанная и делала что-то для себя. Не для того, чтобы продать, не для выставки. Мне просто хотелось что-то писать, и я получала от этого огромное удовольствие. Потом, когда ушла из театра, я стала зарабатывать картинами − и началось… Никакой радости! Тебе звонят и говорят: «У нас закончились работы с видами Иркутска». И я брала себя в руки и насиловала себя как художника, надо было деньги зарабатывать. Сейчас я могу себе позволить делать то, что хочу. Нравится – покупайте, не нравится – не покупайте. Это в любом случае становится востребовано, потому что мне самой это нравится. Но с радостью, увы, большие проблемы! Потому что половина головы ориентируется на рынок.

Вероника Лобарева, фото: artfriends.club

Если вы хотите чего-то добиться, самореализоваться – это вопрос профессионализма. А значит – это годы и годы работы, просто упертый труд. Ты должен работать ежедневно. И с гулькин нос радости. Художники, которые не перестраиваются, не осваивают новые технологии, в том числе онлайн-продажи и соцсети, вот они сидят и жалуются на свою жизнь. Говорят, нет у них времени всем этим заниматься. А кто за тебя это сделает? Сидишь жалуешься, что денег нет. А что ты сделал для того, чтобы они были?

Я поняла, почему меня раздражают такие вопросы, как стать богатым и знаменитым, как выставляться… Эти вопросы касаются внешних мотиваций. А я все время хочу человеку объяснить, что нужно ориентироваться на внутреннюю мотивацию. Пока ты будешь себя сравнивать с каким-то художником, не учиться, а сравнивать «лучше-хуже», ничего хорошего не получится. Кто-то дороже продался, кто-то дешевле, поставили лайк или нет…

Пока есть внешняя мотивация, художника нет. Она убивает тебя. Почему дилетант получает удовольствие от процесса работы? Потому что он живет на внутренней мотивации. Хочется «размазать» краску по холсту, и делает это с наслаждением. Захотелось порисовать – порисовал. Пришел с работы и просто радуется, что у него есть время писать картину, без оглядки на лайки и заработки. Счастлив тот художник, который дошел до этой мысли. Нужно просто переместить центр своего внимания на внутреннюю мотивацию. И тогда появляется радость и удовольствие от работы! А все, что приносит радость нам, передает эту энергию дальше. И эту работу купят. С радостью! Понятно, что денег много не бывает, но бывает достаточно. Мне их достаточно, чтобы о них не думать. Но вопрос внутренней радости от своей работы, он все равно стоит.

Вдохновения без дисциплины не бывает. Если ждать только вдохновения, никогда ничего не сделаешь. Особенно сложно свободным художникам − многие теряются, когда заканчивают учебу, т. к. там всегда был кто-то, кто ставил задачи и сроки, а потом самому приходится учиться себя мотивировать.

Вот видишь объявление о мастер-классе. Замечательно. А потом заходишь и смотришь на работы того художника, который ведет этот мастер-класс. Смотрю на эти работы и думаю: «С чего ты решил, что сам что-то умеешь?». Конечно, говорить об этом не очень корректно. Нет у меня такого права решать, кто может учить, а кто нет. Но печально, что учат других часто слабые художники. Нет короткого пути. Невозможно купить онлайн-курс и стать художником. С чего это вдруг получится? Ты же не потратил годы на учебу… Хотя и самодеятельные художники многого добиваются. В любом случае – это ежедневный труд.

Есть некие алгоритмические вещи, которые человек должен знать, когда осваивает любую профессию. В живописи – это тон, цвет, тепло/холодность цвета, насыщенность, ритм, статика, динамика, симметрия, асимметрия и т. д. Нам все это преподают в художественных учебных заведениях. Но не всегда это дается системно. Начали с гипсового горшка, закончили фигурой человека. Натура усложняется, а эти алгоритмы идут сами по себе и объясняют их в разное время, разбрасывают по разным предметам – рисунок, живопись, композиция. Один известный преподаватель сказал, что он отталкивается от вопросов студентов. А какие вопросы ты можешь задать, когда еще ничего не знаешь?

Я понимаю, что неделя мастер-класса не заменит, конечно, полжизни опыта и шести лет обучения. Но можно напомнить и себе, и ученикам базовые вещи, которые обязательно нужно знать. Творчество – не математика. Это мысли, чувства, жизненный опыт. Это главное для художника».

Вероника Лобарева (1969 г.р.) − российский живописец и график.

Фото: © artfriends.club.
This entry was posted in Художник говорит and tagged , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.