Сказочные персонажи – популярная тема у художников-кукольников. Алена Абрамова из города Южа Ивановской области создает кукол, которые выглядят словно живые: с детально проработанными лицами, одетых в костюмы из винтажной ткани, украшенных кружевом и натуральными самоцветами. Многие ее работы сделаны в человеческий рост, как, например, новогодняя композиция «Дед Мороз и Снегурочка», выставленная в свое время в южском Доме ремесел. Алена вспоминает, что решилась на этот эксперимент, когда увидела в столице «Девочку-балерину», выполненную в натуральную величину. Сейчас в экспозиции музея Дома ремесел находится «Славянский дедушка» Алены Абрамовой, и его рост составляет 1 метр 65 сантиметров.
Для изготовления своих героев мастерица использует полимерную глину «Cernit». Формируя тело, она сначала делает каркас из арматуры или проволоки, а затем обматывает его поролоном и синтепоном. Всех, кто впервые видит персонажей художницы, поражают их удивительные лица, в чем-то схожие с внешними данными самой Алены. «В живописи и скульптуре реперные точки (например, расстояние от уголка глаза до носа, от линии волос до линии бровей) на лицах своих творений все авторы неосознанно расставляют на таком же расстоянии, как у себя», − объясняет этот феномен Алена. Но сходство не только внешнее: удивительно похожа на «мамину» и улыбка некоторых кукол − немного грустная. Глаза − это зеркало души, заметил кто-то из классиков. Несомненно, именно глаза придают образу особую глубину и человечность. Их художница заказывает у московского мастера, который специализируется только на этих деталях. Каждый глазок также делается из полимерной глины и заливается акриловой смолой.
Творит Алена исключительно по ночам: «Все уснут, и никто не мешает. А утром отправляю дочку в школу − и спать». Рисует, лепит, придумывает варианты украшений, подбирает материалы. Волосы для кукол использует только натуральные, покупает их в Интернете, а затем волосок за волоском вставляет в еще необожженный пластик при помощи обычной швейной иглы с обломанным ушком. На это уходит три-четыре дня двенадцатичасовой работы. Скульптурные части тела мастерица запекает в специальной духовке при температуре 130° С. Ногти изготавливает отдельно и закрепляет строительным феном.
Работая, Алена одновременно изучает мифологию и историю своих героев. Есть у нее и еще один секрет, как сделать, чтобы персонаж получился с душой: «Какие-то материалы должны быть аутентичны». Например, на платье «Русской красавицы» − пуговицы XV века, у «Индианки» все украшения заказаны в Индии, бусины для четок «Маленького Будды» куплены в Непале, а для «Хозяйки медной горы» художница специально приобрела целую корзину хризолитов и малахитов.
Кстати, всю одежду Алена тоже шьет сама. Создание кукол − процесс кропотливый: обычно, в месяц получается один большой или два маленьких персонажа. На сегодняшний день художница закончила уже более пятидесяти работ, многие из которых демонстрировались на российских и международных специализированных выставках, входят в частные и корпоративные коллекции.
Краткая справка. Алена Абрамова родилась в поселке Мугреевском Ивановской области. В возрасте десяти лет переехала с родителями на север, в город Мегион Тюменской области, где поступила в художественную школу с этнографическим уклоном. Получив аттестат о среднем образовании, поехала в Москву и сдала экзамены в Российскую международную академию туризма. Однако, проучившись три года, вернулась к бабушке в Южский район. «Начался дефолт 1998 года – учиться в столице стало очень дорого, − поясняет она. − И я решила поступить в Холуйское художественное училище». Здесь Алена получила специальность «художник-миниатюрист». В начале нулевых мастерила и расписывала шкатулки, ракушки, занималась иконописью. Сегодня, помимо авторской куклы, она создает колье, скульптурные композиции малой формы, бижутерию, женские кокошники и оплечья, предметы декора. Подробнее с творчеством Алены Абрамовой можно познакомиться здесь. Все фото: © livemaster.ru.