«Троицу» Андрея Рублева отдадут РПЦ

Владимир Путин принял решение о возвращении Русской православной церкви иконы «Троица», написанной предположительно Андреем Рублевым. Шедевр заберут из Государственной Третьяковской галереи, примерно на год выставят для поклонения в храме Христа Спасителя, а затем перевезут в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры, сообщается на сайте РПЦ.

Андрей Рублев «Троица», 1411 год или 1425-1427 годы, дерево, темпера, 142 × 114 см. © Государственная Третьяковская галерея, Москва (инв. номер 13012).

«Троица» – самое знаменитое произведение Андрея Рублева. По свидетельству одного из источников XVII века, она была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона. В основе иконографии – библейский рассказ (Кн. Бытия, XVIII) о явлении праведному Аврааму божества в образе трех ангелов. Авраам с женою Сарой угощали ангелов под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах. Избегая подробностей, обычных в сюжете «Гостеприимство Авраамово», Андрей Рублев достигает исключительной символической глубины своего творения. В рублевской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, т. е. Христа. Левый и средний ангелы благословляют чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на смерть на кресте во имя любви к людям. Бог Дух Святой (правый ангел) присутствует здесь как утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. Содержание «Троицы» не однозначно, памятник многогранен по своим темам, в первую очередь он воплощает идею о троичности Божества. Во времена Сергия Радонежского и Андрея Рублева тема Троицы воспринималась как символ духовного единства, взаимной любви, мира и готовности принести себя в жертву.

Ранее стало известно, что рака (усыпальница) Александра Невского, хранящаяся в Эрмитаже, по решению Михаила Пиотровского также будет передана в Александро-Невскую лавру в течении года.

Искусствовед и журналист Ксения Коробейникова так прокомментировала эти события в своем Телеграм-канале: «Передача усыпальницы Александра Невского из Эрмитажа в Лавру открыла ящик Пандоры. А выдача «Троицы» решилась, к сожалению, де-факто давно. Мне говорили, но я, честно, до последнего не могла в это поверить. У меня есть основания предполагать, что это могло быть одним из условий, на которые подписалась новый директор Третьяковки Елена Проничева и в том числе почему она стала им».

UPD. Еще от Ксении: «Cегодня в Третьяковке прошел расширенный реставрационный совет по «Троице». Его участники на момент встречи не знали о новостях. Когда вышли, их накрыла инфоволна. Один из них сказал «МК», что «она (икона) погибнет». Я созвонилась с парой участников. Говорят, большинство настаивало, что памятник нельзя перемещать. Если же это произойдет (они тогда имели в виду возможность повторной выдачи иконы в Лавру), то надо создать благоприятные условия: специальная капсула; температурно-влажностный режим, который не должен нарушаться ни на минуту; антивандальные стекла и т.д. А вообще все в шоке, и толком не могут связать нескольких слов».

UPD 2. Комментарий искусствоведа Софьи Багдасаровой: «Икона «Троица» Андрея Рублева − это не только уникальное сокровище изобразительного искусства нашей страны. Также это деревянная доска с краской на ней возрастом примерно 596−612 лет. Доска возрастом шестьсот лет. У нас в России мало зданий можно найти настолько старых.

Эта доска и краска на ней в очень плохом состоянии. Там огромное количество дырок, трещин. Сцепление красочного слоя с деревом − плохое. Темпера отшелушивается. В Третьяковке «Троица» постоянно находится на контроле (как больной в палате, обвешанный датчиками), в специальной витрине («кислородной палатке»). Если такой древний предмет переместить из климата, в котором он привык находиться, в любой другой, тем более не в музейный, где много открытого огня (свечи) и людей, которые потеют и дышат, то предмет начнет чувствовать себя очень плохо. Коробиться, осыпаться.

В прошлом году всего несколько дней пребывания «Троицы» вне музейного климата добавили ей 60 болевых точек. По возвращению в музей ее срочно отправили «на операцию» − на стол реставраторов. Если «Троицу» навсегда переместить из музея («больницы») и музейных работников, реставраторов («санитаров» и «хирургов») в церковь (место, неприспособленное для паллиативного лечения доски возрастом 600 лет), то она достаточно скоро умрет. Нет, волшебная супер-пупер вакуумная капсула-витрина за миллионы (которую все равно не сделают) − не поможет. Представьте себе больного, которого перемещают из больницы в храм, пускай даже со всем оборудованием и специалистами.

После того, как «Троица» перестанет жить в музее и поддерживаться силами музейных специалистов, она умрет в физическом смысле этого слова. Краска отвалится; деревянный щит, сбитый из нескольких дощечек, пойдет ходуном. Произойдет это в течение года, или даже нескольких месяцев».

This entry was posted in Общество, События and tagged , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.