Коллекционер графики Кирилл Авелев

Петербургский коллекционер современной графики Кирилл Авелев рассказывает о своем собрании:

«В том, что касается художественного языка, графика строже, лаконичнее, более склонна оперировать знаками, обобщать. Графическое искусство можно сравнить с поэзией: правильные слова стоят в правильном порядке, в ней нет ничего избыточного, в то время как живопись похожа на роман Льва Толстого. Для меня графика − это квинтэссенция художественного творчества, потому что она полностью лишена материальности.

Кирилл Авелев, фото из архива коллекционера

Первая покупка была не связана с коллекционированием. Первый офорт я купил у Дмитрия Северюхина, у него была своя маленькая галерея в Чайном домике Летнего сада. Это был городской пейзаж Лены Новиковой. Обычно начало коллекции − так себе, обычно об этом вспоминают со смущением. А тут действительно − одна из лучших работ Новиковой. Первые несколько лет я собирал только офорты. Мне нравилась в них четкость, прорисованность. В конце восьмидесятых − начале девяностых петербургские художники возвращались к печатным техникам, все крутились вокруг экслибриса. Потом постепенно я ушел от офорта и гравюры, стал просто графику покупать.

Моя концепция − это некий срез современной графики. При этом восприятие творчества художника всегда богаче при личном общении с ним, и к этому я стремлюсь. Принцип коллекции − это движение от эскиза, наброска к законченному произведению. Ведь часто бывает, что замысел был интереснее, многообразнее, чем результат. В эскизах как раз художник не закрепощен. Потом что-то шлифуется, лакируется, а в эскизах регистрируется движение мысли, чувства. Вот у меня эскизы Олега Яхнина к произведениям Гете и Данте, это такой вольный полет ассоциаций…

Мне нравятся те художники, что не просто что-то придумывают, но те, которые что-то переживают. Я собираю работы тех мастеров, с кем общаюсь. Да, есть разные поколения. Сложно сравнивать поколение Швецова с поколением Вильнера. Эти художники в разных условиях формировались. Я тяготею к двум направлениям − к художникам поколения Яхнина, Бигиджанова и т.д., у них графика многодельная, интеллектуальная. Но с другой стороны, мне импонирует более молодое поколение − Штапаков, Белый, Пиитер Алик со своей более брутальной манерой. Нельзя размазываться на весь мир. Но коллекция должна быть значимой и интересной.

Мне хочется все показывать, хочу, чтобы коллекция публично жила. Я выставлял графику из своей коллекции Константина Калиновича, львовского художника Олега Денисенко, художников Томашенко и Новиковой в музее-квартире Бродского. Для Калиновича я стал артдилером в Питере, иногда его картинки продаю. Из коллекции я ничего не продаю. У меня штампы есть, давилки, все, что заштамповал − то мое!

Заказное искусство − как правило, это плохо. На заказ художник всегда делает хуже, чем если что-то он делает для себя, по своему желанию, я в этом убедился. Если речь идет о том, чтобы какого-то художника к какой-то теме подтолкнуть, то делать это надо крайне тактично и осторожно…

Тема ню − это моя не то что фишка, но тема, в которой проще понять, что художник переживает, и переживает ли вообще. Понятно, что сексуальный момент присутствует, когда художник рисует женщину. Этим мне Петр Швецов нравится. Такие у него жесткие рисунки. Некрасивые натурщицы, но если присмотреться, то фантазии и желания сквозят. Он − честный художник. Многие рисуют обнаженную натуру, но часто получается слащаво и лживо. Я за честность в искусстве!».

Источники: 1, 2. Фото: © архив Кирилла Авелева.
This entry was posted in Коллекция and tagged , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.