Из цикла «Художник говорит».
«Вообще у меня есть глубокое убеждение, что человек может считаться профессионалом в той или иной сфере только тогда, когда он непосредственно получает доход со своего труда, монетизируя свой талант. Поэтому разговор о том, что меня не понимают, я не признан или пишу только потому, что люблю писать картины – это немного такое… кокетство.
В конце 80-х пошел большой бум на советское искусство в мире. Открылись возможности, советские художники стали активно выезжать за границу и выставляться, они оказались кому-то нужны там. Многие неожиданно смогли заработать на этом довольно приличные деньги. Истории с западными агентами часто заканчивались плохо, как правило, они всех кидали. У меня был агент в Канаде. Он заказывал у меня картины, раз в полгода приезжал и выкупал их, где-то реализовывал. Потом я узнал, что цена за работы накручивалась на 1000% и значительно отличалась от сумм, которые я в итоге получал. Закончилось все тем, что стал отдавать ему работы вперед, с которыми он благополучно исчез. Через эти истории прошли многие, кто занимался продажей. Пострадала масса людей.
Рынок в России никак сейчас не устроен. Мастера – кто во что горазд – подключают старые связи, какие-то галереи. Есть ли стабильные институты, которые этим занимаются, я не очень представляю. Каждый сам за себя, все очень разобщены. «Союзы» денег давно никому не приносят, в лучшем случае занимаются распределением художественных мастерских, и средств на организацию не хватает. Существуют очаги, вокруг которых жизнь теплится, но лишь благодаря их энергичным лидерам. Сейчас время сложное. Мы все-таки успели и мастерские какие-то получить, и достаточно выставлялись в хороших залах, у них ничего этого нет. Трудно сказать, как сейчас жить начинающему художнику, тут надо быть готовым к тому, что быстрого успеха не будет.
Упадок рынка не так сильно связан с пандемией, и до этого было тревожное ощущение. Сейчас людей как-то отучают от всего недвижимого. Идет тенденция, что лучше не покупать машину, а использовать каршеринг. Не иметь в собственности дом, квартиру, а снимать. И вообще лучше вещей не иметь. А картины – это своего рода недвижимость, которую может себе позволить человек с корнями. Я считаю, что художник живет, когда его видит зритель, это единственная форма его общения с окружающим миром. А если выставок нет, кому это все надо? Пылиться в мастерской? Так и стимула работать тогда нет.
Возможность работать тоже становится роскошью, людям надо зарабатывать. У меня друзья-художники преподают, но они должны столько преподавать, что потом работать для себя сил просто нет. Я пока могу себе позволить совмещать преподавание с творческой работой. А многим трудно выжить. Прожить только на заработок с картин можно, просто вы становитесь довольно бедны, и во многом придется себе отказывать. В России много прекрасных художников, но они достаточно скромно живут.
Работа на заказ, конечно, более тягостная, чем абсолютная свобода творчества. Лучше, когда покупают уже написанные картины, а не когда человек что-то просит сделать, что у него там в голове. Когда специально что-то делаешь, чтобы понравиться, получается ерунда. Поэтому надо рассчитывать на свою интуицию. Художник сам себя знает, и обмануть себя трудно.
Я знаю, что некоторые художники с хорошим мастерством и умением занялись абстрактным искусством. Сделать это можно быстро, пусть оно и стоить будет дешевле, но зато модно и пользуется спросом. Понятно, что к искусству это имеет мало отношения. Туда даже смысл никакой не вкладывается, это как часть мебели, как ковер на стене. Такие работы могут быть даже красивыми, если человек еще талантлив колористически. Искусство не ограничивается позитивом и развлечением людей, оно все-таки должно заставить человека о чем-то подумать, человек должен затратиться, чтобы воспринять произведение. Идти в тренде бесконечного спроса – абсолютно тупиковый путь.
Если ты сам любишь то, что создаешь, оно и отклик находит, потому что зритель интуитивно чувствует увлеченность. А универсальных рецептов для творчества и вдохновения нет. Человеку для вдохновения важно работать. Сейчас много всякой жизненной суеты, бывает опустошение. Вдохновение, в принципе, приходит редко. Но для этого в любом случае нужен процесс. Несмотря на не слишком радостную картину, которую я обрисовал, уверен, что качественное изобразительное искусство, основанное на традиции, всегда останется в цене».
Борис Александрович Ведерников (1967 г.р.) – российский художник-реалист. Фото: © bnkirov.ru / © Вятский художественный музей им. братьев Васнецовых.