Директор Государственного Русского музея Владимир Гусев рассказал о том, как за время пандемии музей смог выйти в мировой топ по посещаемости. Вот основные выдержки из интервью:
«Музей должен меняться − и музей не должен меняться. Между этими понятиями надо балансировать и искать равновесие. Да, сейчас в жизни огромную роль играют цифровые технологии, но они не должны и не могут подменить реальный музей. Если, конечно, не произойдут какие-то патологические изменения в природе человека. Музей должен оставаться музеем, где предметы выставлены на привычных местах, куда посетители могут привести своих детей и внуков. Мне приходилось спорить с теми, кто требовал, чтобы музеи предоставляли услуги, превращаясь в парки развлечений. Возможно, придет другой директор и все изменится, но я остаюсь на своих позициях: музей должен сохранять изначальное предназначение − собирать, хранить, изучать и показывать.
Нам не пришлось в начале пандемии с нуля создавать систему «музей онлайн»: за восемнадцать лет существования проекта «Русский музей: виртуальный филиал» в разных регионах страны и за рубежом мы открыли буквально сотни представительств. Да, количество реальных посетителей в 2020 году упало на 50%, но в интернете у нас был настоящий бум. Аудитория онлайн-трансляций Русского музея выросла до двадцати миллионов человек, наш сайт посетило более четырех миллионов любителей искусства. Такие цифры дали виртуальные филиалы, сайт, соцсети и реальные посетители. Уверен, каждое онлайн-посещение только повышает интерес к реальному музею. Огромный интерес вызвала расширенная информация, сопровождавшая все наши выставки − а только за минувший год мы их открыли около шестидесяти в музее, по России и за рубежом. В том числе в Малаге, в Испании. С конца апреля там работает выставка «Война и мир» и параллельно «Лев Толстой. Дорога жизни» и «Иван Айвазовский и художники-маринисты в России». Недавно по просьбе мэра Малаги продлили с ними договор о сотрудничестве до 2035 года. Филиал в Малаге мы открыли шесть лет назад, и он почти сразу вошел в первую десятку лучших музеев Испании по динамике развития. Мы, кстати, открывали его в один день с филиалом Центра Помпиду, и местные журналисты тогда иронически говорили нам: «Вы не выдержите конкуренции с Центром Помпиду». А сегодня наш филиал по посещаемости в два раза опережает филиал Центра Помпиду − и даже Музей Пикассо в Малаге!
С 2003 года открылось 245 виртуальных представительств Русского музея, в том числе 198 в России и 47 в других странах. В Казани, Когалыме, Мурманске, Саранске, Ярославле действуют культурно-выставочные центры с нашим участием. В ближайшей перспективе откроем наши реальные филиалы в Кемерове и Когалыме.
Порядка 40% мы зарабатываем сами. Это не только продажа билетов, но и работа со спонсорами. Обычно иностранные туристы составляют треть посетителей, остальные − россияне (в последнее время они стали больше ездить в Петербург и посещать музеи). Что касается финансирования, то государство не выделяет нам сегодня средств на выставочные проекты, мы сами их ищем. Последние годы, как вы понимаете, для спонсоров − не самое хорошее время. Это значит, что приглашение дизайнеров или архитекторов с именами может закончиться незавершенным проектом. А это куда более существенные репутационные потери, чем претензии к традиционному дизайну выставок».