Мела Мутер

В Польше ее считают первой профессиональной художницей еврейского происхождения. Свой псевдоним она взяла, сократив второе имя, полученное при рождении, и фамилию мужа, за которым отправилась в Париж, чтобы начать артистическую карьеру.

Мария Мелания Клингсланд (Maria Melania Klingsland) родилась в 1876 году в Варшаве, в богатой еврейской семье. Отец девушки − Фабиан Клингсланд, был сторонником искусства и культуры, поэтому дочь с детства брала уроки рисования и играла на фортепиано. Известно, что Мелания прошла годичный курс школы рисования и живописи Милоша Котарбинского для женщин в Варшаве. В возрасте двадцати трех лет девушка вышла замуж за Михала Мутермилха (Michal Mutermilch), который был членом Польской социалистической партии, журналистом и писателем. В 1901 году Мелания Мутермилх отправилась в Париж, который позже стал ее постоянным местом жительства. Во Франции она посещала классы «Académie Colarossi» и «Académie de la Grande Chaumiére», хотя и нерегулярно, так как родила ребенка и большую часть времени отдавала семье.

В 1902 году художница взяла псевдоним Мела Мутер (Mela Muter) и начала выставлять свои работы в Парижском салоне. Она принимала участие в выставках «Salon des Indépendants», «Société Nationale des Beaux-Arts», «Salon des Tuileries» и «Salon des Femmes Artistes Modernes», а также выставляла свои работы в Польше. В это время ее личность формируется в обширных контактах с кругами парижской художественной и интеллектуальной элиты. Художница общается с Леопольдом Готлибом, Владиславом Реймонтом, Леопольдом Стаффом, Стефаном Зеромским, Анри Барбюсом, Артуром Хоннегером, Августом Перетом, Диего Риверой, Роменом Ролланом, поэтом Райнером Марией Рильке, который стал ее другом до конца жизни.

На творческие поиски художницы повлияли многочисленные поездки и пленэры по Франции и Испании. В результате приобретенного опыта она быстро отказалась от эстетики символизма, которая проявлялась в ее ранних пейзажах и портретах, и испытала влияние постимпрессионизма и экспрессионизма. В свой зрелый период Мела Мутер испытала влияние искусства Винсента ван Гога, Поля Сезанна и Эдуара Вюйара. Вюйар привлекал художницу интимной аурой своей живописи, интересом к повседневным бытовым ситуациям, сдержанной цветовой палитрой. Только в натюрмортах Мела раскрывала свою чувствительность к красоте мира, выраженную в страстных цветовых фантазиях. Эти работы являются, пожалуй, наиболее полным воплощением кредо художницы: «нужно быть сдержанным в искусстве, воздерживаться от представления всех деталей, и сосредоточить внимание только на важных вещах».

В 1920−30-е годы художница становится популярна во Франции, пишет портреты богачей, артистов, парижской богемы. В 1927 году принимает французское гражданство. Чем больше Мела надеялась передать характеры своих натурщиков, тем более экспрессионистскими становились ее картины. Она писала о методах своей портретной живописи: «Я не спрашиваю себя − хороший ли человек перед моим мольбертом? Фальшивый, щедрый, умный? Я пытаюсь доминировать над ним и изображать его так же, как в случае с цветком, помидором или деревом; почувствовать себя их сущностью; если мне это удается, я выражаю себя через их личность». Несмотря на успех у финансово состоятельной публики, Мела Мутер не ограничивается только портретным жанром и создает в это время большую серию картин на тему материнства.

Во время фашистской оккупации Франции художница скрывалась на юге страны. В 1953 году в Париже была представлена большая ретроспектива ее работ. Какое-то время Мела не могла рисовать из-за прогрессирующей потери зрения, но в 1965 году она перенесла операцию по удалению катаракты и вернулась к живописи. Мела Мутер умерла в своей парижской мастерской 14 мая 1967 года, в возрасте 91 года. Ниже вы можете увидеть небольшую подборку живописных произведений художницы. Все изображения взяты из открытых источников.

 

This entry was posted in Живопись and tagged , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.