На страницах сайта я не раз поднимал темы продвижения и раскрутки молодых художников. Отдельные статьи из цикла «Деньги для художника» написаны мною давно, но не потеряли своей актуальности. Например эти: «Работа с заказчиком», «Promotion», «Продажа в Интернете». Особенно полезным я считаю обстоятельный материал Алана Бамбергера «Как раскрутить художника?», который просто необходимо изучить каждому выпускнику художественного училища или ВУЗа. Тем не менее, жизнь не стоит на месте и приходиться учитывать все новые обстоятельства и нюансы арт-рынка, с которыми в наши дни приходится сталкиваться начинающему автору. По статистике издания «Artprice», продажи произведений искусства среднего ценового диапазона (от 5000 до 20 000 долларов) за последние пять лет увеличились втрое. Это говорит о том, что сегодня в цивилизованном мире покупают молодых художников.
А молодым художникам нужно не бояться поднимать вопросы, о которых еще лет тридцать назад никто не задумывался. Основные из них: как себя позиционировать в условиях современного арт-рынка, как взаимодействовать с галереями, арт-дилерами, коллекционерами, и какими качествами (помимо профессиональных навыков) должен обладать художник, чтобы его просто заметили. В заметке эксперта «ARTinvestment» Дениса Белькевича приведены дельные соображения на эту тему:
«Первое и главное: если вы мечтаете о выходе на международный рынок, необходимо профессиональное художественное образование. CV (резюме, жизнеописание − прим. В.Д.) с экономическим, юридическим и даже гуманитарным образованием, даже при наличии сертификата «курса молодого арт-бойца», сразу отложат в сторону: арт-образование суть залог добавочной стоимости в глазах международного коллекционера. А российское классическое образование − одно из лучших в мире, с небольшим дополнением: у нас до сих пор не говорят студентам о роли концепта (идеи) в основе любого произведения. Чувства в искусстве художник в последний раз выражал лет сто пятьдесят назад, еще до сражений импрессионистов с паровозом и фотоаппаратом. С того времени пришло время мысли в искусстве.
Важное замечание: если вы гений от природы, то вас рано или поздно заметят и пригласят. Но при этом сто раз подумают: художник сегодня должен быть подконтрольным галерее, а гениальность и контроль, как правило, несовместимы. Конечно, если вас устраивает внимание российской бизнес-элиты к вашим картинам в сочетании с короткой юбкой, для украшения офисов − образование художника не нужно. Если же стремитесь войти в мировую историю живописи − вперед за дипломом!
Далее. В зарубежной практике обучения художника существует такая дисциплина, как Self-PR и Self-Promotion, другими словами, самостоятельное бизнес-становление и раскрутка. Многие ошибочно полагают, что самостоятельность автора не предполагает взаимодействия с агентом или куратором, но это не так. Художника учат тому, как существовать и добиться успеха в экосистеме рынка, а также рассказывают, где искать, по каким критериям выбирать и как взаимодействовать с агентами и кураторами. Это обучение преследует две цели:
• На момент выпуска из образовательного учреждения художник должен понимать запросы участников рынка (галереи, коллекционеров) и уметь соответственно представлять свое творчество;
• Художник обязан знать механизмы работы агентов и кураторов − так ему будет легче выбрать достойного менеджера, грамотно поставить перед ним задачи и требовать их решения.
Что же входит в эти дисциплины?
1. Самоидентификация: понимание сильных и слабых сторон,
создание и оттачивание собственного персонального высказывания;
2. Оптимизация рабочего процесса: от планирования затрат
до учета оборотного фонда произведений;
3. CV и презентация: два основных документа художника;
4. Создание визуальных идентификаторов: вебсайт, социальные сети;
5. Участие в конкурсах резиденциях и грантовых программах;
6. Взаимодействие с внешней средой и СМИ:
от интервью до мастер-классов в собственной студии;
7. Правила работы с галереями: поиск, взаимодействие, переговорный процесс;
8. Юридические вопросы: контрактная система, авторские права;
9. Основы механизмов рынка искусства и функционал главных его игроков».
На пункт 3 обращайте особое внимание. С него галереи и арт-дилеры начинают (а часто тут же и заканчивают) знакомство с творчеством нового автора.