Опыт галериста. Рассказывает Алина Пинская

Шеф-редактор «РБК Стиль» Анастасия Каменская побеседовала с галеристкой Алиной Пинской об опыте ведения бизнеса в России. Вот самые важные выдержки из этого интервью.

«Искусство − история элитарная, и погружение в него зависит от того, насколько сам человек в этом заинтересован. С восприятием абстрактного искусства в России (кстати, на родине жанра), до сих пор проблемы. Более того, у нас сейчас определенные тонкости с современным искусством в целом. Опыт научил меня тому, что нужно все делать максимально проработано, уделять внимание каждому аспекту. И я с этим смирилась, я понимаю, что галерея, названная по имени и фамилии, живет только по такой схеме. Галерист не только культуртрегер − у меня, например, много людей ежедневно бесплатно ходят на текущие выставки в галерею. Главная его задача − продвигать своих художников. Тут большой комплекс вопросов, от технических функций импресарио до идеологических.

Галеристка Анастасия Пинская, фото: А. Калинин / РБК Стиль

Если я беру художника в свою галерею, я действительно в него верю. Эмоциональное состояние творца особо не затрагивает его общего потенциала, но на текущую «продуктивность» не влиять не может. Бывало, что приходилось менять планы и что-то передвигать из-за срыва дедлайнов. К этому невозможно относиться спокойно, какой бы психотип ни был. Но я все же не институция из огромного числа людей, мне легче перенастроиться.

Люди, которые создают настоящее искусство, работают с тонкими материями, извините за штамп. Поэтому существует этот имидж «человека не от мира сего». Другие временные категории, ритм жизни. Отвлечение и созерцательность, часто воспринимаемые как бессистемность. По-другому черпают и восполняют энергию. Задача − всячески способствовать движению этого кажущегося хаоса в правильном направлении. Мы сейчас, конечно, не имеем в виду суперкоммерческих художников вроде Джеффа Кунса или Дэмиена Хёрста, у которых просто все стоит на тотальном потоке, есть подмастерья, работает «завод». На самом деле, ничего плохого в этом нет, просто немного своеобразное искусство на выходе.

В общении с художниками ты находишь определенную индивидуальную эмоциональную настройку. Для каждого свой регистр. Это самая интересная часть моей работы. Она же наиболее энергозатратная. Художник должен быть уверен, что им занимаются, не чувствовать себя покинутым на фоне успехов коллег по пулу, верить в сотрудничество с галереей, в результаты, находиться в психологическом комфорте в части работы с галереей. Взаимодействие с клиентами, с коллекционерами − это гораздо более простая материя, потому что они все равно системные люди.

Нормальный человек не может совсем абстрагироваться от того, как к нему относятся окружающие. Но по-настоящему волнует мнение тех, кого ты профессионально уважаешь и кто с тобой на одной волне. Одобрение таких людей заряжает. Главное − не уходить в изучение неожиданного негатива, без которого инфополе не существует. Понятно, что есть конкуренты, есть люди, которые чем-то не удовлетворены, чаще по каким-то посторонним глубинным причинам, но они начинают подпитываться почему-то за твой счет. Тут я просто стараюсь включать в себе некий отсекающий фильтр. Классическая прокрастинация совершенно точно вредна. А вот созерцание − уже другое, оно определенно необходимо. И для того, чтобы придумывать что-то новое, конечно, нужно иногда отрываться от текущих дел, останавливать этот нескончаемый водоворот активности. Я до сих пор толком не осознаю, нужна ли жесткая дисциплина или, наоборот, какие-то вещи надо делать интуитивно. Искренне завидую тем, кто способен на два часа переключиться и заняться «настройкой космической антенны на ловлю новых идей». В моем случае это происходит более спонтанно, и work-life balance у меня не очень. Но мне грех жаловаться: занимаюсь любимым делом и не страдаю от такого переплетения.

Сегодняшняя Москва стала комфортнее и интереснее. Но, например, с Парижем они разные. Есть вещи, которые тут нравятся, а там раздражают, и наоборот. Там большее количество бизнес-условностей и всяких непреложных правил, которые, мне кажется, тормозят рабочие процессы. Взять хоть телефонную связь. Я почти круглосуточно на телефоне, как и все мои сотрудники, это условие нашей работы. Я люблю, когда могу набрать номер и не думать, комфортно ли это кому-то после пяти вечера. В этом у Москвы есть некая схожесть с Нью-Йорком − хороший деловой ритм. Этикет дисциплинирует и по-своему противостоит энтропии. Я только за. А вот применительно к арт-сообществу я за более важное понятие − этику. Тут не все гладко. Начиная со сквернословия о коллегах в публичном поле и (не) заканчивая сговорами аукционистов и коллекционеров.

У меня есть правило: я стараюсь не злиться. И думаю, что это меня оберегает от разных неприятностей. Хочу сохранять и поддерживать такое нетоксичное внутреннее состояние. Задача − как-то отгородиться от вала ненужной, неинтересной информации и не упускать за нею важных для тебя лично вещей. Плохо, что какие-то малограмотные люди становятся по-новому влиятельными. Наверное, новые форматы коммуникации предполагают упрощение. Коммерциализация инфопотока оставляет все меньше места, например, хорошим лонгридам. Движется все это в сторону сюжетов романа Хаксли «О дивный новый мир». Перспектива так себе. Рилзы, где за одну минуту рассказывают всю историю искусств, допускаю, кому-то интересны. Но анализ показал, что мне это не нужно. Сейчас говорю даже не столько о социальных сетях, сколько о подходе в целом. Эффект ослика и морковки: ты притягиваешь новую аудиторию, потребляющую подобный упрощенный контент, и она ждет от тебя продолжения.

Как шутят старожилы арт-рынка, «последние 40 лет российский рынок обладает большим потенциалом». Развитие, конечно, идет, но медленно и с откатами назад. В формировании рынка искусства свое веское слово должен говорить также и средний класс, а не только олигархические собирательства. А сейчас ему трудно, приоритеты потребления вынужденно смещаются. Ни географически, ни ментально мы не ущербны. Возвращаясь с зарубежных арт-ярмарок, каждый раз ловлю себя на мысли, как много у нас в стране отличных художников. Беспокоит очень, что мы все сейчас фактически за бортом, а планы и обстоятельства в противоречии». Источник.

Фото: © Александр Калинин / РБК СТИЛЬ.
This entry was posted in Бизнес and tagged , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.