Деньги для художника. Часть 4. Продажа в Интернете

Интернет, на сегодняшнем этапе развития технологий, является одним из самых передовых и актуальных рычагов для продвижения художника. В Интернете можно общаться, заводить новые знакомства, рекламировать свои творческие достижения, продавать и покупать работы. И немаловажно, что в последнее время все больше художников и дизайнеров находят заказчиков в соцсетях, на творческих форумах и в интернет-галереях. Да и покупателям теперь не нужно выходить из дома, чтобы найти информацию об интересующем их авторе. Поисковые системы позволяют за считанные минуты найти нужного художника, посмотреть его виртуальную галерею и связаться с ним по электронной почте, чтобы сделать заказ, оплатив его через онлайн-банкинг. По оценкам аналитиков западного арт-рынка, объемы продаж произведений искусства через Интернет вызывают серьезную обеспокоенность у владельцев традиционных галерей. Например, американский куратор и галерист Эдвард Винкльман (Edward Winkleman) считает: «Интернет-каналы продаж и социальные сети способны постепенно подорвать авторитет, которым всегда пользовались традиционные галеристы. У них был эксклюзивный доступ к информации о том, какие произведения в данный момент можно приобрести и сколько другие коллекционеры заплатили за подобные работы. Теперь же, в ситуации, когда коллекционер звонит в галерею и интересуется произведением, которое только что увидел в Instagram художника и о существовании которого галерист даже не подозревает, традиционный авторитет начинает рушиться».

А руководитель московского аукционного дома «Артефакт» Петр Лизунов добавляет: «Достаточно потенциальному покупателю узнать автора, и он пойдет искать его в Интернете. Люди не хотят покупать у галереи, ведь там в цену предмета входит комиссия. При этом любой художник может завести себе сайт и продавать свои произведения через него. Собственнику галереи нужно снимать помещение, он несет затраты по организации экспозиции и другие расходы по содержанию выставочного пространства. Он не может заработать, если покупатель напрямую выходит на автора». Сказано справедливо.

Попробуем сначала в общих чертах разобраться, какие плюсы и минусы предполагает интернет-покупка произведений искусства. Первый и самый главный минус − на экране монитора покупатель никогда не видит истинного изображения покупаемого произведения, а лишь его фоторепродукцию, которая, увы, может значительно отличаться от реального предмета покупки. Причиной тому могут быть как различные цветовые настройки (калибровки) устройства, с которого клиент заходит в сеть, так и некачественная фотосъемка произведения. Изображение на экране монитора (или планшета) может оказаться мелким, тусклым, или наоборот − заведомо приукрашенным. Не секрет, что многие художники фотографируют работы самостоятельно, затем в меру своих способностей обрабатывают снимки в фотошопе, стараясь придать им более «товарный вид». В результате такой самодеятельности может быть неудачно выбран ракурс съемки, тип освещения, нарушена геометрия и пропорции фотографируемого произведения, искажены цветовые соотношения. В таких случаях опытные пользователи графических редакторов способны как-то «вытянуть» изображение, но чаще всего результаты работы оставляют обескураживающее впечатление. Поэтому, главный совет для авторов, решивших продавать свои произведения через интернет – качественная, профессиональная фотосъемка, сделанная в условиях естественного дневного освещения (рассеянный свет), без бликов и резких теней. Не снимайте работы на смартфон, или на «мыльницу» с фиксированной, не выдвижной оптикой, а обязательно воспользуйтесь штативом и хорошей зеркальной камерой (они сейчас не так дороги). Работы небольшого формата (графику, иллюстрации, миниатюры) лучше отсканировать. Скульптуры, кукол, керамику снимать особенно сложно − нужны навыки работы с «лайтбоксом», правильный выбор расстояния и режимов съемки. Ну а при полном отсутствии навыков фотографирования, лучше воспользоваться услугами профессионала. Поверьте, мутная, серая, замыленная, бликующая картинка на сайте никого не привлекает.

Вторым важным моментом покупок и продаж в Интернете являются случаи моральной нечистоплотности как продавцов, так и покупателей. Покупателей – даже в большей степени. Художник обычно заинтересован в том, чтобы сохранить свою репутацию – это работает на его имидж, честное имя и последующие продажи. Этим часто пользуются мошенники и просто недобросовестные граждане, «забывающие» заплатить автору за купленную картину или выполненный заказ. Обычно такое происходит, когда автор соглашается выслать свою работу покупателю с пост-оплатой. Заказчик объясняет такой способ оплаты тем, что «я же не видел картины в живую» и «вдруг она мне не понравится, не полюбится». Дескать, вот когда понравится − сразу вышлю деньги. Но деньги почему-то забывает отправить. Продавец, в лучшем случае остается с носом авансом (предоплатой). Мошенники зачастую работают по более сложной схеме. Вот одна из них. Некто, представляющийся коллекционером (арт-дилером, совладельцем галереи, европейским бизнесменом и т. д.) знакомится через интернет-сайт с художником, бурно им восхищается, и даже приобретает одну-другую картину, после чего честно высылает деньги. Через месяц, тот же господин шлет еще более восторженные письма («вас ждет великое будущее, в Америке я готовлю целую выставку ваших картин» и т. п.), мол, оформляйте работы на вывоз и высылайте мне. Денег не нужно, организация выставки и промоушн за мой счет, я вам еще и заплачу после мероприятия. Потом присылает в подтверждение какие-то бумажки на европейских языках с печатями. И что важно, художника на вернисаж бизнесмен-устроитель не приглашает, ждет только работы. Художник оформляет картины, получает разрешение на вывоз, отравляет их почтой. На этом все. Больше ни денег, ни своих работ художник никогда не увидит. Другим способом мошенничества является известная схема с банковскими картами, на которую заграничный (местный) джентльмен собирается вам заплатить. Обычно этот развод с номером карты, кодом подтверждения платежа и реквизитами кончается ничем (художники у нас нынче стали финансово грамотные), но бывает, что и попадают впросак. Денежки с их карточки мошенники снимают. На этот случай рекомендую завести отдельную международную карту VISA c нулевым балансом и не париться. Для художников, продающих через Интернет, стоит запомнить несколько золотых правил: работа отправляется покупателю только после 100% предоплаты. Оформление в раму (паспарту), а также разрешение на вывоз, упаковка и пересылка − только за счет заказчика. По умолчанию, за указанную на сайте цену вы продаете только работу без оформления (если не указано другое). Когда покупатель заключает с вами договор на исключительное обладание авторским правом на ваше произведение (с целью, например, тиражировать картину в качестве постера, открытки, коробки шоколадных конфет), тогда разговор особый. Цена будет много выше, и вы должны это знать. Потому что, после подписания такого договора, вы не сможете взыскать с владельца картины проценты за использование изображения в коммерческих целях. А во всех остальных случаях авторские права за проданную картину остаются по-прежнему за вами.

Случаи моральной нечистоплотности художников несколько иные. В первую очередь они касаются бесплатных интернет-галерей. Обычно такие галереи живут за счет комиссионных процентов от продажи работ, а взамен предоставляют удобную и раскрученную площадку, на которую заглядывают потенциальные покупатели и коллекционеры. Обычно, размещение картин в интернет-галереях бесплатное, цены устанавливает сам художник. На сайте есть форум, позволяющий общаться с другими творцами, есть возможность оставлять отзывы и комментировать работы, есть система оценок, рейтингов, рекламы, обратной связи. Комиссионные отчисления галерее составляют примерно 15-20 % от стоимости работы. Некоторые художники стараются утаить факт продажи своей картины, чтобы не платить галерее. И зря, потому что, хотя администраторы таких порталов и не участвуют в сделке, факт продажи обычно отслеживается. Другое дело, что в процессе общения с
покупателем иногда снижается цена на работу, но об этом лучше уведомить администратора галереи заранее, чтобы избежать недоразумений. В противном случае − бан обеспечен. Случаев, когда художник получив от покупателя деньги, не выслал ему работу, я, лично, не припомню, хотя не исключаю, что они были. Но как ни крути, для художника это − путь в никуда. Лучше тогда и не начинать свою деятельность в интернете.

Теперь об основных формах существования художника в интернете.

1. Личный сайт, его еще называют «сайт-визитка». Необходимость такого сайта некоторые оспаривают, поскольку, если вы не маститый художник, а начинающий, то и посещаемость его будет практически нулевая. Обычно это ресурс, на котором художник размещает портфолио своих лучших работ, краткую биографию, личные фото с выставок, контактные данные, в редких случаях − блог. С моей точки зрения такой сайт нужен больше для имиджа, ибо многие серьезные галеристы всегда интересуются, если ли у вас персональный сайт. Продавать работы с такого сайта сложно, ибо его еще надо как следует раскрутить, а на это порою уходят годы. Поэтому, конечно создавайте личный сайт, хорошо продумайте его оформление и наполнение, это − ваш задел на будущее. Если нет возможностей заказать платный сайт у вэб-дизайнера, воспользуйтесь бесплатным конструктором (например − WordPress). И еще, как я заметил, в последнее время многие художники заводят имиджевую страничку в Фейсбуке, Инстаграме, Бехайнсе − в качестве персонального сайта. Это хорошо, но имейте в виду − в любом случае это не ваша личная платформа, на которой вы хозяин и бог, и вас могут в любой момент ограничить в действиях или забанить модераторы, по любой, неизвестной пока причине. Второй аспект таких страничек − суровые ограничения по коммерческой деятельности, которые так или иначе возможны − но за ваши кровные. Если на своем независимом сайте вы можете спокойно разместить рекламу, открыть интернет-магазин, и вообще творить что угодно, то на Фейсбуке, например, за вашей деятельностью будут зорко приглядывать взрослые дяди, а денежки за рекламу будет получать Марк Цукерберг.

2. Коллективные интернет-галереи. Это очень удобный и практически единственный для начинающего художника способ заявить о себе в интернете. Эти галереи, как правило, бесплатны, требуют несложной регистрации и, − что немаловажно − вашей личной активности. Хотя бы на первых порах. Не забывайте, что таких как вы, на портале − тысячи, и каждый хочет, чтобы его работы заметили, оценили, приобрели. Ваши произведения сначала одобрит модератор на предмет соответствия с правилами интернет-галереи (а отнюдь не художественной ценности, хотя она тоже учитывается), затем вы получите возможность размещать, оценивать, комментировать и всячески рекламировать свои творения. От количества проданных работ, ваших отзывов и оценок других пользователей будет в конечном счете зависеть ваш личный рейтинг в галерее. Чем выше рейтинг − тем выше ваши работы в длинном списке художников. Быть на первых страницах списка – ваша основная задача. Замечено, что лишь немногие покупатели и любители искусства интересуются, кто там на 48 странице под номером 3672. Как я уже упоминал выше, интернет-галереи − ресурсы более-менее раскрученные в сети, поэтому покупатели на них заглядывают куда чаще, чем на персональный сайт неизвестного автора. Как часто случаются продажи? Тут вопрос непростой. Продажи зависят не только от качества работ и вашего места в рейтинге, но и от многих других факторов − цены, темы произведения, его уникальности, техники исполнения, формата, конъюнктуры сегодняшнего дня, даже времени года! В поисковике сайта заказчики часто набирают не имя художника (которого они еще не знают) и даже не название картины, а ключевые слова сюжета (весенний ручей, сумерки, зимний костер и т.п.), а также − цену (допустим: до 5000 руб.), поэтому не стесняйтесь указывать побольше ключевых слов, по которым вашу работу будет легче найти. Главное, не отчаивайтесь, и старайтесь быть всегда на виду! Пример одной из самых популярных российских галерей − www.artnow.ru. А как же, вы спросите, творческие порталы для фотографов, дизайнеров, иллюстраторов, предполагающие возможность продаж, отвечу − да, и только да! Участвуйте, размещайте портфолио. Хотя фотографии сейчас почти не продаются, но талантливые иллюстраторы и креативные дизайнеры находятся заказчиками на тех же − www.behance.net и www.etsy.com.

3. Интернет-аукционы. Независимые интернет-аукционы все больше набирают популярность в сети как среди покупателей, так и среди художников. Даже крупнейшие аукционные дома, такие как Sotheby’s или Christie’s, оценили преимущества онлайн-голосования. Аукционы предполагают не только возможность организовать распродажу картин на определенную тему или поддержать благотворительную акцию, но и вызывают у всех участников хорошее чувство азарта. В организации аукционов есть только одно ограничение − они как правило, тематические, и участники таких мероприятий проходят строгий предварительный отбор. Я не буду сейчас останавливаться специально на теме независимых интернет-аукционов, поскольку эта повод для отдельной статьи. Замечу только, что художнику (пусть даже начинающему), участие в любом аукционе пойдет только на пользу. Расчитывать на приглашение Christie’s точно не стоит, но на более скромном уровне попытаться необходимо.

4. Социальные сети. В настоящее время соцсети − это самый мощный механизм по продвижению художников в Интернете. По моим подсчетам, более 70% посетителей сайта www.dianov-art.ru приходят по ссылкам, размещенным в художественных сообществах в Фейсбуке, ВКонтакте, Живом Журнале и др. Количество тематических групп и подписчиков в соцсетях сегодня огромно, что не удивительно. Иметь свою страничку в Фейсбуке сегодня не только престижно, но и необходимо даже для солидных компаний, не говоря уже об интернет-магазинах. Многие художники давно и успешно пользуются соцсетями как для общения, так и для пиара, продажи, рекламы, перепостинга своих работ. Умение определить целевую аудиторию для пропаганды своего творчества, выбрать нужное сообщество, приобрести подписчиков для своего аккаунта (или художественной группы) – одна из серьезнейших задач современного художника. Поэтому, активно размещайте свои работы, рекламируйте их, продавайте, пишите и заказывайте статьи о своем творчестве, расширяйте и осваивайте пространство вокруг себя, делайте его более ярким и интересным! Как говорил покойный Стив Джобс: «Если вас нет в интернете, вас нет в бизнесе». К соцсетям это относится в первую очередь.

This entry was posted in Бизнес, Деньги and tagged , , , , , , , , . Bookmark the permalink.