Художник Сергей Логинов размышляет на своей страничке в Фейсбуке:
«Есть вопросы, к которым у меня сложное отношение. Сложное, потому что в нем смешаны несколько <эмоций> — от сочувствия до раздражения.
Больше сочувствия, конечно. Как пример такого вопроса — научите меня рисовать лошадь (бегемота, крокодила, снегиря и т.д., не важно).
Какую лошадь? Как представителя вида? Породы? Какую-то конкретную «Машку»? А конь не подойдет?
Для меня это примерно то же самое, как если бы пришел в школу или ВУЗ человек, не знакомый ни с какими понятиями арифметики, математики, и сказал бы — научите меня решать уравнение с косинусом угла… или — научите меня писать слово «переквалифицировался».
— Только это?
— Ага.
— Может хотя бы ФИО заодно?
— Нет, только «переквалифицировался».
Какой выход? Ну, написал, к примеру, человек это слово и дал бумажку страждущему. Что тот будет делать? Копировать и запоминать. Все. Больше ничего. Раз за разом выводя палочки, крючочки, овалы… повторяя характер написания их в источнике, вплоть до соединений — вдруг не того демона вызвал на то «переквалифицировался», получится. Это даже не ремесло… симпатическая магия низшего пошиба. Тупое копирование.
У художника ведь не стоит вопрос: «как нарисовать лошадь (или что иное предметное)» — вон натура, рисуй. Или по памяти. С анатомией знаком, рука поставлена, как штрих ложится по форме и формирует ее — в курсе, какие отношения света и тени, и как они лепят форму, пространственные отношения… то есть, это не вопрос. В нарисованном все узнают лошадь и не спутают с ишаком. У художника стоят другие задачи, порождающие вопросы — как выразить тот или иной характер, как передать порыв, страсть, умиротворение, то есть то, что за формой, за гранью видимого, эмоцию, чувство, впечатление. И ремесло помогает ему это сделать — владение материалом, знание его свойств и возможностей, характера, владение инструментами и т. д. Человек не мается «задачами детсада», как профессиональный танцор не мается в танце мыслями «а под каким углом по отношению к правой стопе поставить левую?». Человек решает творческие задачи, а не ремесленнические. И даже, в какой-то момент, решая вопрос ремесла, он все равно решает это ради творческой задачи. В определенном смысле, он свободен в движениях.
Ведь идя к косинусам, написанию слов, творческому рисованию, мы все проходим этапы — от «прописей» к «таблице Брадиса». Шаг за шагом, собирая, усложняя конструкцию, развивая связи, возможности, от простого к сложному. А помимо, строится наше мышление, развивается. Механическое повторение ставит в тупик возможность решения, как только меняется второстепенное — фон например. Ну привык писать свое «переквалифицировался» на листике в клеточку, а тут бац — в полосочку, да еще не синюю, а зеленую. Капец, что делать?! Кстати, сам я не сторонник давать прямых готовых ответов. Когда человек сам проходит путь до понимания, а я могу помочь, то он понимает принцип. Это становится его пониманием, а не запоминанием формы. И смена среды не вышибает из колеи. Принцип сохраняется всегда. Поэтому «не мучай ребенка, просто скажи правильный ответ» — это для убогих… и от этого грустно. Я-то скажу, но не задавайте больше других вопросов, если не в состоянии шевельнуть извилиной в простом, в том, что можно пощупать, что конкретно и системно.
И вот появляется и — а научите меня нарисовать лошадь…
Ну некогда человеку проходить весь традиционный путь! Вот лошадь научится рисовать — и попрут заказы. Художнег.
А если путь пройден, а с лошадями все никак, то это приговор.
Или не там ходили, не с теми, не так, да и вообще − меняй занятие.
Оно, конечно, сейчас все и всё «на хапок», но как-то грустно»…