В поисках чистоты (наше время, век XXI)

«− А вы состоите членами общества чистых тарелок? − вдруг громко спросил Владимир Ильич,
обращаясь к девочке Наде, которая сидела рядом с ним.
− Нет, − тихонько ответила Надя и растерянно посмотрела на других детей».

Меня таки удивляют наивно-застенчивые попытки некоторых, вполне дееспособных и культурно образованных современников, тратить свое время на поиски условно-идеальных «чаш святого Грааля» в искусстве и других, не менее эфемерных субстанций. Даже правильнее сказать: не сами попытки удивляют − а упорное постоянство сих поисков. А есть ли чистое искусство? Искусство вне контекста и культуры? Что это вообще такое?

Вот и скульптор, художник, дизайнер Роман Максишко сетует, что нет в жизни счастья: «Некоторое время назад я проводил небольшие социальные эксперименты на таких уважаемых площадках как Артнау или Пикабу. Если я просто вывешивал там свои посты (читай − творческие работы, прим. В.Д.), то на них никто не обращал ни малейшего внимания, а зачастую находились такие доброжелатели из числа быдла, которые старательно закапывали варяга, отминусовав его по полной программе, но когда я начал активную возню по их правилам: оставлял правильные комменты, грамотно ставил плюсики и минусики в надлежащей пропорции, мой авторитет начал расти, и в результате вырос интерес к моему творчеству. Гнусно это как-то… Ей Богу, предсказуемо, как часы». Полностью заметку можно прочитать вот здесь.

Вот оно как, оказывается! Стоит начать играть по правилам, существующим в определенном субкультурном сообществе − творцу становится гнусно. А если задуматься, то каждый отдельно взятый варяг находится в таком же положении − хочется ему популярности (то бишь продаваемости) − приходится прибегать к компромиссу. Когда было по-другому? Одни ради заказов стремятся быть поближе к власти (папе Римскому, ЦК КПСС или единороссам, неважно), другие пиарят себя в «великосветской» тусовке (как Сафронов), большинство же художников, плавно дрейфуют на манер планктона − то есть находятся в подвешенном состоянии, ждут благоприятного случая. Поэтому, в любой отдельно взятой творческой тусовке, преобладает модель поведения, которую можно охарактеризовать как партнерство конкурентов. Здесь приятельствуют, поддерживают и пропагандируют друг-друга авторы, близкие по творческому духу. Это, как говаривал Майкл Корлеоне, бизнес, и ничего личного. Но, видимо, дону Ромиресу с быдлом любезничать западло. Для его светлости должно быть какое-нибудь особо неангажированное искусство. А возня по чужим правилам нам не подходит, незамутненность превыше всего! Если подумать, на любом другом базаре иначе? Нет никаких сговоров продавцов, чтобы удерживать ценовую политику, каверзной рекламы, маркетинговых уловок? Да все то же самое: или играешь по правилам, или вылетаешь из бизнеса.

Может показаться, что моя позиция сводится только к стебу над светлой мечтой юноши и поэта о величии истинного искусства. Это не так. Нет никакого условного юноши. И нет никакого идеального «золотого века» искусства. Времена Ренессанса были временами жесточайшей тирании и разгула инквизиции. Леонардо и Микеланджело в голову не пришло бы рассуждать о чистоте искусства, или о своей особой в нем роли. Работали они ради куска хлеба и личной безопасности. И мастера эпохи Возрождения были в своем обществе на том же уровне, как и любые другие представители ремесленных цеховых сословий. Можно принять такой тезис: к искусству не приложимо определение чистого или грязного, высокого или низкого. Классификацией обычно занимаются галеристы и кураторы, им это выгодно. А искусство всегда отражает действительность, пропущенную через ментальность творца, служит неким симулякром духовного состояния общества. А заниматься надуманным «искусством ради искусства» простительно лишь эстетствующим индивидуумам в качестве арт-терапии. Профессионал зарабатывает своим мастерством, и вся его деятельность − это  банальная самореализация ради денег. Все прочие потуги и заявления «о высоком искусстве» − придуманы для оправдания неудачных проектов ушлыми продюсерами и арт-маркетологами. Слышали наверное: «этот фильм отнюдь не провалился в прокате, это арт-хаус, он снят гением для интеллектуально одаренной публики». Все. Одной фразой критику утерли нос. Аплодисменты, товарищи!

Этим я ничуть не умаляю претензий акцентировано некоммерческого творчества на теплое местечко под солнцем. Нонконформизм − это другая тема. Только хочу заметить − на сегодняшний день все активные творческие деятели варятся в таком чудовищном общественно-культурном котле, в котором политические или провокационные составляющие давно уже стали  разменной монетой для бессовестных манипуляций.

This entry was posted in Критика and tagged , , , , , , . Bookmark the permalink.