Памяти Петра Фоменко

Петр Фоменко. Фото © Лариса Герасимчук

   Сегодня, ушел из жизни великий русский режиссер и педагог Петр Фоменко, один из крупнейших мастеров отечественного театра. Петр Наумович редко давал интервью, и сторонился активной светской жизни. Его отношения с коллегами по сцене и кинематографу не были безоблачными, а суждения и творческие эксперименты режиссера граничили с парадоксальностью. Приведу только один отрывок из интервью мастера корреспонденту газеты «Известия» Юрию Коваленко. Беседа была записана в 2005 году.

Петр Фоменко: …образ жизни театра с каждым годом становится все сложнее, все тревожнее и, я бы сказал, обреченнее. Нет никаких предпосылок для того, чтобы уверовать в подлинно репертуарный театр, каковым мы все-таки являемся, уверовать в то, что он будет востребованным. Хотя и антреприза, и сериальный кинематограф, и все «мыло», и все на свете не обходится без эксплуатации артистов, которые выращены в школах и театрах, подобных нашему. Сейчас пропало ощущение подлинного кинематографического воспитания артиста. ВГИК их почти не поставляет. Идеология заработков и бешеных «бабок» уже непреодолима, она уже вошла в сознание. И даже самые тонкие и глубокие артисты, которые ценят то, чем обладают, прекращают активную учебу. Они идут в кино, потому что в одном фильме зарабатывают столько, сколько в театре за год или за два.
Известия: Разве можно с этим бороться?
Петр Фоменко: Нет, хотя все кончится торжеством блядства — другого слова я не найду… Наверное, я унылый старый дурак. Молодые способные актеры свою театральную работу меряют по своему опыту кинематографическому. Там эксплуатация идет дикая. Они приходят, и им за час до съемки дают в зубы текст, который они быстренько зубрят. Все это разменивает даже тонких людей, которые вызывают уважение. Это ублюдочное отношение к профессии. И гибнет рукомесло, или ремесло, которое состоит из самого точного ручного труда.

   Трудно не согласиться с такой безжалостной оценкой. Со смертью Петра Фоменко закрывается еще одна важная страница российской сценографии. На мой взгляд, – любой авторский театр, подобно живому творческому организму, претерпевает изменения, и вероятнее всего, прекращается со смертью своего создателя, как происходит сейчас с бывшим любимовским Театром на Таганке. В понятие «прекращается», я, прежде всего, вкладываю значение – «становится другим». И «Мастерская Петра Фоменко», безусловно станет другой, хотя с нами остается талантливая плеяда учеников мастера, и его замечательное творческое наследие. Вечная память Вам, Петр Наумович!

This entry was posted in Театр and tagged , , , , , , . Bookmark the permalink.