О работе на стоках

Дизайнер, писатель и иллюстратор из Германии Натали Ратковски (Natalie Ratkovski) очень дельно рассуждает о заработках через стоковые сервисы. Натали автор таких книг как «Художник», «Профессия − иллюстратор. Учимся мыслить творчески», «Разреши себе творить. Артбуки, эскизные блокноты и путевые дневники», «Рисуй каждый день. Один год с художником-иллюстратором».

«Мое личное отношение к стоковым творческим людям за последние пять лет изменилось с отрицательного на весьма положительное. Моя предвзято-критическая позиция сменилась глубоким уважением и пониманием. Не в последнюю очередь потому, что я узнала из первых рук, насколько это кропотливый труд. Однако на мой взгляд существует целый ряд «но». Например, таких, что многим вне стоков по-прежнему кажется, что это легкий путь добывания денег. При этом массовость, потоковость иллюстраций для стоков лишает их авторов должного признания. В любом случае иллюстраторы и дизайнеры, которые трудятся над индивидуальными заказами, уважаются как будто в разы больше. Но, обо всем по порядку.

Стоки − тяжелая работа

Для стоков нужно иметь определенный склад характера. Если вы любите работать в коллективе и активно общаться с клиентами, то стоки – это не про вас. Зато если вы глубокий интроверт и индивидуалист, вы можете сами решать, на какую тему рисовать, не обязаны выслушивать просьбы о корректурах, лишены необходимости общаться с коллегами и подстраиваться под коллектив. Во всем есть свои плюсы и минусы. По признанию многих творческих людей, стоки начинают приносить доход только через два-три года с начала работы там. Если у кого-то есть возможность порядка трех лет жить без стабильного заработка, при этом довольно много работать – почему бы и нет. Подчеркну, в моих словах нет никакой негативной коннотации. У одной моей знакомой − стокового иллюстратора − решение связать свою жизнь со стоками совпало с материнством. Девушка не могла больше ходить на работу в офис, но трудолюбия и упорства ей было не занимать. Она добилась большого успеха на стоках именно в период, когда «сидела» дома с двумя маленькими детьми. Снимаю шляпу!

Что до меня, я не стала даже пытаться работать на стоках. Поясню, почему. Стоковый бум идет уже очень давно. Запрыгнуть в этот идущий поезд прямо сейчас уже не так просто. Если бы конкретно у меня была ситуация «рисуй на сток − другой работы все равно нет» − я бы села и рисовала с прицелом на будущее. Но уже для одной полноценной попытки попасть на стоки нужно время. Например, создать приличную массу стоковых иллюстраций, обработать их, оформить в портфолио и разослать в несколько мест, чтобы получить место под солнцем стоковых людей. Мне было выгоднее дальше свою работу работать, которая меня кормит − хорошо и прямо сейчас, а не через три года. Причем кормит она меня всю мою сознательную жизнь. Когда у вас уже есть одна полноценная работа, то возлагать на свои плечи вторую полноценную − стоки − не самая простая вещь. Мне с постоянной работой и заказами не удалось создать даже порядка ста стоковых изображений, потому что элементарно не было выгоды этим заниматься. Тем не менее я отношусь с огромным восхищением к тем, кто это может и хочет делать!

Математика лично для меня была очень простая. Предположим вам нужны чистыми минимум 2000 евро в месяц. Не знаю, как в других странах, а по немецким налогам для этого нужно зарабатывать брутто как минимум 3500. Если вы их три года не получаете, то по сути дела вкладываете в будущее. Но на тот момент, пока вы начинаете зарабатывать, у вас образуется минус в семейном бюджете размером 126 000 евро (3500 х 12 х 3) − это не считая отпускных и тринадцатой зарплаты. Через какое время вы их вернете на стоках при условии, что эти же стоки должны покрывать и текущие 3500? Предположим, ваш бизнес-план рассчитывает вернуть в течение первого года «вложенные» 126 000 евро. Но тогда на протяжении этого года вы должны зарабатывать на стоках 14 000 евро в месяц: 126 000 : 12 + 3500. И только потом вы можете выдохнуть и позволить себе зарабатывать там только 3500. Например, меньше работать и больше времени посвящать индивидуальным проектам и семье.

Здесь были люди, которые рассказали, что заливают на стоки остатки − все, что не вошло в другие проекты, и зарабатывают небольшие суммы на кофе или спортзал. Видимо, у них какие-то схожие сферы деятельности? Потому что, к примеру, мои отходы от проектов бесполезно куда-то заливать − это мусор. Я обычно не трачу силы на тщательную отрисовку чего-то, если работа не утверждается на уровне скетча. А если я ее уже отрисовала − мне ее все равно оплатят, а значит я не имею никакого морального, а иногда и юридического права заливать ее на стоки. Но если есть такая возможность − тоже вариант! Почему нет?

Хорошо зарабатывать на стоках можно, но это не так просто, как кажется!

У вас должен быть большой выбор стоковых изображений – начальная база из порядка 1000 картинок, которые можно комбинировать друг с другом. Как минимум на этом шаге можно распрощаться с мыслью, что стоки − это легкий дополнительный доход. Повторюсь, вам потребуется ежедневно полноценный рабочий день, который будет включать в себя не только создание изображений, но их оформление, обработку, оптимизацию портфолио, исследования рынка, позиционирование своих продуктов − какие возможности вообще существуют, пути продвижения и прочее.

Мастерство тоже никто не отменял. Все изображения должны быть выполнены на высоком уровне как в изобразительном, так и в техническом плане: вектор или растровые изображения по слоям, в идеале возможность работы с вашими файлами с прозрачным фоном в разных программах, возможность комбинировать различные части изображений и пр. К тому же повторюсь, что рисовать все подряд − это как тыкать пальцем в небо. Ваш материал должен шагать в ногу со временем и соответствовать запросам потенциальных потребителей. Здесь важны анализ и светлый ум. А вы помните, да, что вам в случае со стоками о покупателях и их потребностях на начальном этапе мало что известно.

К вам как к автору тоже существует ряд требований. Как минимум ваше портфолио должно быть выполнено по возможности в едином фирменном стиле. Ваши картинки должны быть узнаваемы. Если же вы работаете в разных техниках и стилях, то как минимум ваша фишка – что именно отличает вас от других − должна в идеале быстро считываться, а наборы иллюстраций – смотреться единой линейкой одного автора.

Итак, много требований, для удовлетворения которых нужно приложить максимум усилий. При этом у стоковых творческих людей, которые невероятно упорно и много работают, по-прежнему одна из самых худших репутаций в творческой тусовке. На шкале «ощущаемой температуры» по статусности профессии стоковые люди находятся где-то в минусовом диапазоне. Что, впрочем, многим из них не мешает зарабатывать хорошие деньги и игнорировать все сложившиеся стереотипы.

Ощущаемая температура

Что такое «ощущаемая температура»? Например, +5º с ветром и холодным дождем ощущается нами как −10º. В сухую солнечную погоду те же +5º будут радовать и казаться ласковыми и весенними. Ощущаемая температура − та, которую мы ощущаем, а не та, что мы действительно видим на градуснике.

Примеры «ощущаемой температуры» можно найти повсюду. Так, например, фирма D&G одевает единицы, фирма H&M − добрую половину западного человечества. Обе марки весьма известные. При этом существует некое коллективное мнение, что у D&G куда более высокий статус в обществе, чем у H&M. На первый взгляд эти фирмы и сравнивать бесполезно: у них разнятся и сегменты рынка, и потребители, и подход к контролю качества, и ценообразование. Но обе они производят одежду, которую можно купить и носить. При этом ни у кого не вызывает сомнения, что D&G − это люкс. А H&M − одежда для простых смертных. Умаляет ли это значимость H&M? Нет конечно. H&M выпускает весьма качественные товары и зарабатывает миллиарды. Не удивлюсь, если доход у них побольше, чем у D&G. Но общественное мнение − это как «ощущаемая температура».

Сначала я думала, что дело в массовости стоковых продуктов. Ведь в нашем сознании совершенно четко укрепилось представление о том, что масса − это плохо − если только это не масса денег. А вот эксклюзив, лимитированный тираж, доступность для избранных, индивидуальные проекты − это хорошо. Но тогда я вспомнила фирму Apple, которой удалось порвать все шаблоны. Одной из самых успешных фирм мира, которая выпускает свои продукты многомиллионными тиражами, получилось сохранить статус эксклюзивности и стать своего рода религией для современного техногенного общества. Но возможно, что дело в старте компании, когда она действительно выпускала продукты только для узкого круга специалистов по весьма высокой цене. Как знать. У меня здесь нет однозначного ответа. Думаю, что тенденция такова, что уже через пару лет «ощущаемая температура» по отношению к стоковым творческим людям поднимется в плюсовой диапазон. Ведь уже куда больше людей будут знать, что «стокеры» работают много и упорно, при этом могут зарабатывать не хуже, а порою даже лучше тех специалистов, которые трудятся над индивидуальными проектами для заказчика.

К слову, такие стереотипные ранжировки в мире искусства встречаются сплошь и рядом. Типографы порою считают себя богами среди дизайнеров. Многим дизайнерам кажется, что иллюстраторы − всего лишь поставщики сырья для макетов книг, журналов и приложений. А профессиональные художники считают и дизайнеров, и иллюстраторов всего лишь ремесленниками, потому что наслаждаются в обществе статусом инакомыслящих, свободолюбивых, творческих, талантливых. При этом только единицы художников зарабатывают хотя бы десятую часть того, что получают за свою работу дизайнеры и иллюстраторы. Видимо дело в странном мире творчества, в котором хороший доход и востребованность − не самый лучший показатель успешности, уважения и признания? Здесь есть над чем задуматься.

Что до меня − я равнодушно пожимаю плечами, когда мне кто-то пытается сообщить, что профессия − дизайнер и иллюстратор в обществе куда менее уважаемая, чем врач, юрист, банкир или теперь уже и программист. Я провела пять лет в стенах ВУЗа, чтобы получить свою профессию. Причем сама финансировала свое образование и вложила немалые деньги и сотню часов своей жизни. За это моя профессия кормит меня и мою семью всю мою сознательную жизнь. Она, профессия, и связанные с ней доходы − один из ключей к счастью и достатку моей семьи. На этой ноте − пусть говорят! Время все равно расставит свои собственные приоритеты». Полностью здесь. Иллюстрации: © Натали Ратковски.

This entry was posted in Бизнес, Деньги, Дизайн and tagged , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.