Старички Ирины Верхградской

Самодеятельная художница из Новосибирска Ирина Верхградская уже более тридцати лет создает миниатюрных кукол. Рукоделием она занялась случайно. Ирина родилась в Норильске, в школьные годы увлекалась рисованием и шитьем, но потом забросила. Когда в Заполярье ухудшилась экологическая обстановка, Ирина с маленькими детьми переехала в Казахстан. К рукоделию вернулась в перестроечные годы, когда поняла, что дети на Новый год остаются без подарков − в магазинах игрушек полки были пусты. А затем втянулась настолько, что на творчество стало уходить все свободное время. Дети выросли, переехали в Новосибирск, через два года за ними последовала и Ирина. Правда, денег от продажи квартиры в Семипалатинске хватило только на маленький дом на городской окраине. Сегодня художница живет на скромную пенсию, но своих кукол продавать категорически отказывается. Стены мастерской эти фигурки покидали лишь однажды, когда Ирину пригласили в Москву, на выставку «Формула рукоделия». За многие годы она сделала около 1600 кукол, которые готова бесплатно уступить какому-нибудь музею, если ей гарантируют устройство экспозиции. Но пока таких предложений не поступало. Среди ее работ образы артистов и исторических персонажей, серии истории костюма и детской одежды. Сейчас уникальное собрание хранится в картонных коробках в доме художницы.

Наброски к будущим работам Ирина рисует шариковой ручкой в общей тетради, затем начинает лепить из запекаемого пластика самые важные части кукол – голову и руки. Трудится она за обычным письменным столом, основной инструмент для проработки деталей – швейная игла. Когда образ миниатюры готов, запекает фигурку в мультиварке. Недавно Ирина закончила небольшую серию кукол «Дорогие мои старики», в которой замечательно изобразила простых русских бабушек и дедушек. По словам автора, образы из этой коллекции отчасти придуманы, отчасти имеют реальных прототипов. Вот как художница рассказывает об этой серии:

«С возрастом приходит понимание, что все равно в одиночестве придется встречать надвигающуюся старость. Даже если есть и дети, и внуки. Ну, скрасят они немного. Но, наверное, грустно все равно. Приятно, когда пишут в Интернете: «Очень трогательно… пойду обниму маму». Есть отклик, что надо как-то подбодрить, поддержать, порадовать. Хочется, чтобы обратили внимание на своих стариков или помогли соседям одиноким. Чтобы немного защемило в душе и люди осознали, что одиночество – это очень грустная вещь, если все забыли.

В моей коллекции много радостных ситуаций. Вот, бабушка сидит в кресле, смотрит любимый сериал – не такая уж она несчастная. И они все – из разных времен, совершенно необязательно, что из сегодняшних дней. Какие-то − двадцать−тридцать лет назад, поэтому и антураж такой, из тех времен. Например, Басков на афише – явно не современный. Сейчас бы бабушка с такой любовью не смотрела на плакат, когда он такое вытворяет. Я стараюсь не вызывать какие-то искусственные эмоции, создавать душещипательные сцены. И с улыбками часто их изображаю. Даже, например, там, где бабушка сидит на кровати, а ее обнимает внучка-невеста, я специально поставила рядом тапочки. Чтобы было понятно, что бабушка посидит, а потом встанет, что не все фатально. Или халатик вешаю на спинку кровати. Дополнительная работа, но мне так самой спокойнее.

В Москве у меня все спрашивали, где я выставляюсь в Новосибирске, и мне было стыдно говорить, что нигде. Я два раза выставляла своих кукол в начале двухтысячных, в нашем краеведческом музее, но потом у них пропал ко мне интерес. Мне бы хотелось проводить выставки, и до недавнего времени у меня это получалось. Правда, по регионам: Иркутск, Омск, Барнаул. Менеджера у меня нет, приходится самой договариваться, а хвалить себя – тоже как-то сложно…».

Фото: © Ирина Верхградская / © Антон Барсуков (RFE/RL).

This entry was posted in Куклы and tagged , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.