В ежегодном отчете «UBS Global Art Market Report» представлены некоторые отрезвляющие выводы на фоне неопределенности, которая охватила художественный рынок в последние месяцы. Арт-ярмарки и аукционы вернулись к своему обычному темпу продаж, однако некоторые показатели снизились.
Автор отчета, экономист в области культуры Клэр МакЭндрю (Clare McAndrew) призналась, что «у всех были тяжелые времена в 2020 году, а затем улучшение в 2021, однако разрыв начался в 2022 году, когда Китай упал, а США и Великобритания довольно хорошо восстановились».
Согласно сводкам, в 2023 году продажи на мировом рынке искусства упали примерно на 4%, с 67,8 миллиардов долларов до примерно 65 миллиардов. Эта цифра по-прежнему выше уровня рынка 2019 года (по крайней мере, без учета инфляции), когда она составляла 64,4 миллиарда.
Высокие процентные ставки, политическая нестабильность и инфляция способствовали замедлению роста верхних слоев рынка. Однако объем транзакций увеличился, и наблюдался рост покупательской активности в рамках более низких ценовых категорий. США остались доминирующим игроком на мировом рынке искусства в 2023 году с 42% продаж в стоимостном выражении, хотя это на 3% меньше, чем в 2022 году. Китай обогнал Великобританию как второй по величине рынок, его доля выросла до 19%. Великобритания опустилась на третье место с долей 17%, а Франция заняла четвертое место с долей 7%.
За последние сорок лет, предшествовавших пандемии, ярмарки искусства стали занимать все более важное место на рынке, с быстрым увеличением количества мероприятий по всему миру, а также доли, которую они вносят в прибыль дилеров. Однако эти преимущества сопровождаются высокими издержками для участников рынка, вытесняя малый и средний бизнес.
В настоящий момент арт-ярмарки показывают отрицательную динамику продаж: доходы мероприятий упали с 35% в 2022 году до 29% в 2023. Это всего лишь чуть выше тех 27%, зарегистрированных в 2021 году, когда «живые» ярмарки восстанавливались после пандемии, и намного ниже 42%−го максимума 2019 года. Впрочем, согласно опросу дилеров, 85% из них заявили, что ожидают увеличения прибыли в 2024 году.
Как и в предыдущие два года, сделки, совершаемые в галереях, по-прежнему составляют наибольшую долю стоимостных продаж, а именно − 44%, хотя этот показатель немного ниже, чем 47% в 2021 и 2022 годах. За прошлый год дилеры хорошо заработали в онлайн-секторе, увеличив прибыль с 12% в 2022 году до 20%.
Что касается общего объема аукционов, то после рекордного 2022 года продажи на открытых аукционах упали на 7% до отметки в 25,1 миллиардов долларов. Согласно отчету, в сфере аукционного рынка стоимостью 10 миллионов долларов и выше произошло существенное снижение цен, даже несмотря на то, что определенный сегмент нижнего и среднего рынка продолжал расти.