Питер Пауль Рубенс (1577–1640) был самым разносторонним и влиятельным художником эпохи барокко в северной Европе XVII века. В его творчестве гармонично сочеталось искусство высокого Возрождения, с которым он был знаком по восьмилетнему пребыванию на итальянском полуострове, и фламандский реализм. Рубенс получал заказы почти от всех крупных дворов Европы, и благодаря своей исключительной трудоспособности, оставил огромное творческое наследие. Известно, однако, что более половины живописных произведений он создал в соавторстве с помощниками и учениками.
Большинство рисунков Рубенса служили эскизами к его многочисленным произведениям − многофигурным полотнам, книжным иллюстрациям или скульптурам. Часто он оставлял их в качестве рабочего материала, по которому ученики писали соответствующие картины, а сам мастер только наносил окончательные мазки. Рубенс оберегал свои наброски от внешнего мира, поскольку не хотел, чтобы посторонние стали свидетелями его творческих усилий, да и просто потому, что секреты художественной кухни в то время хранили под замком. Насколько Рубенс был осторожен с рисунками и эскизами, достоверно свидетельствует завещание художника.
Графику Питера Пауля Рубенса можно разделить на несколько категорий: композиционные этюды, наброски с натуры, портреты, пейзажи и заготовки для гравюр. При работе над картиной Рубенс начинал с композиционных рисунков, которые он обычно делал на бумаге пером и коричневыми чернилами с размывкой – для обозначения света и тени. Иногда рисунки представляли собой просто беглые наброски идей. Они позволяют проследить творческий процесс художника в целом, увидеть, как зарождалось композиционное решение некоторых известных произведений. В таком ключе Рубенс работал до начала 1610-х годов, затем стал больше использовать небольшие наброски маслом на доске.
Поздние композиционные рисунки Рубенса выполнены либо жирным, довольно тяжелым пером, либо очень рыхлым черным и красным мелом, иногда с акцентами пером и темно-коричневыми чернилами. Они гораздо менее детализированы, чем ранние работы, и сосредоточены только на основных чертах. В некоторых случаях художник набрасывал композицию кистью при помощи гуаши или акварели.
Хотя Рубенс почти не прикасался к офортной игле и гравировальному резцу, его участие в гравюре позже установило новые стандарты для книжной иллюстрации и печатной графики. Обычно Рубенс только создавал (или контролировал и исправлял) подготовительные рисунки, а множество граверов, работая по заказу, делали оттиски, которые мастер тщательно проверял. Также известны гравюры по живописным работам художника.
Сегодня к рисункам старых мастеров относятся как к бесценным и хрупким сокровищам. Но так было не всегда. В XVI-XVII веках их часто обрезали до того формата, который считался более правильным, а иногда даже сильно перерабатывали, чтобы они более точно отражали вкус своего времени. До наших дней дошло немало графических работ Питера Пауля Рубенса, разной степени сохранности. Вот лишь некоторые из них. Все изображения взяты из открытых источников.