Художественный рынок часто воспринимают как сферу беспощадной конкуренции. Но, как выясняется, арт-дилеры могут быть куда более дружелюбными, чем вы думаете.
За две недели до открытия ярмарки Art Basel в сентябре этого года, менеджеры мероприятия объявили о создании «Фонда солидарности» − в него перечислили примерно десять процентов от стоимости всех выставочных площадок и стендов. Этот социальный эксперимент должен был поддержать тех участников ярмарки, которые остались бы недовольны продажами выставленных работ.
По идее устроителей, галереи и арт-дилеры после завершения экспозиции могут забрать свою долю из фонда, тем самым снизив расходы на стенд. Если бы это сделали все 272 участника Art Basel-2021, то каждый из них получил бы десятипроцентную скидку. На самом же деле, после ярмарки многие дилеры отказались забирать свои доли, пожертвовав их в пользу тех галеристов, кому эти деньги были нужнее. По словам генерального директора Art Basel Марка Шпиглера (Marc Spiegler), 175 из 272 участвовавших в ярмарке галерей (то есть примерно две трети) не стали претендовать на деньги из общей копилки. Размер фонда составил более 1,4 миллиона евро, которые были распределены между оставшимися 97 галереями. В итоге те, кто нуждался, получили скидку со стенда до 35 %, что составляет порядка 45–50 тысяч евро.
Доходило до того, что некоторые из претендовавших на свою долю дилеров, узнав о полагающихся им выплатах, забирали лишь половину, а вторую половину возвращали в общий котел для дальнейшего распределения. При этом от участников не требовали официально подтвердить тот факт, что они понесли убытки и нуждаются в средствах из «Фонда солидарности». К примеру, многие известные галереи почти сразу отказались от своих долей в пользу коллег. По словам Шпиглера, «процент галерей, которые воспользовались фондом, говорит о реальной необходимости и об отсутствии злоупотреблений». Источник. Фото: © Art Basel (2021).