Корреспонденты издания «The Art Newspaper Russia» Анна Брейди и Энни Шоу подготовили отчет о состоянии мирового арт-рынка. Он интересен как дополнение вот к этому материалу, в котором подводятся итоги полугодичной изоляции мировых музеев. Итак:
«В первой половине 2020 года продажи искусства упали в среднем на 36%, из-за чего дилеры были вынуждены на треть сократить свой штат, а 2% галерей закрылись навсегда − и эта цифра, судя по всему, значительно вырастет, когда закончатся дотации на аренду, а в экономике начнется период рецессии. К таким выводам пришли авторы совместного отчета «Art Basel» и «UBS» о влиянии COVID-19 на галерейный бизнес. Но, вероятно, более всего пострадали арт-ярмарки («Art Basel» отменила уже третью из запланированных на 2020 год ярмарок, на этот раз в Майами-Бич, а затем последовало решение об отмене парижской «FIACW»), и составитель отчета экономист Клэр Макэндрю сомневается в том, что им удастся восстановиться в 2021 году.
Как показал опрос 795 галерей, специализирующихся на модернизме и современном искусстве, 91% дилеров уверен, что во второй половине 2020 года продажи не улучшатся. Более того, только треть из них ожидают повышения продаж в 2021 году. Макэндрю отмечает, что большинство коллекционеров планируют снова начать посещать художественные мероприятия в других городах и странах не раньше второй половины 2021 года.
Наперекор тенденции идут лишь немногие смельчаки: в России прошла «Cosmoscow», а лондонская ярмарка современного африканского искусства «1:54» по-прежнему готовится к работе в октябре. Отчет «Art Basel» и «UBS» показал, что, даже несмотря на попытки ученых как можно скорее разработать вакцину от COVID-19, в следующем году дилеры собираются сократить свое участие в ярмарках. В среднем этот показатель снизится с четырех ярмарок в 2019-м до трех в 2021 году. Галереи с оборотом $10 млн и выше говорят, что планируют ограничиться четырьмя ярмарками вместо обычных семи.
В 2019 году ярмарки служили основным источником дохода галерей, обеспечивая почти половину их продаж (46%). В то же время с ними было связано 29% расходов, что больше трат на аренду помещений и зарплаты. Макэндрю рассказывает, что дилеры все чаще ищут альтернативы ярмаркам, предпочитая им, например, галерейные уик-энды. «Дилеры хотят, чтобы была программа, были ужины и мероприятия, которые обычно сопровождают ярмарку, но не было единой торговой площадки. Галерейные уик-энды позволяют организовать все это с соблюдением социальной дистанции», − объясняет она. В качестве успешного примера можно привести ярмарку «Chart», которая обычно проходит в Копенгагене. В августе она состоялась в «децентрализованном формате» в галереях, расположенных в пяти скандинавских столицах.
По словам Макэндрю, значительные изменения произошли и в онлайн-продажах, хотя четверть опрошенных заявили, что не продали в этом году через интернет ни одной вещи. Онлайн-продажи выросли с 10% в 2019 году до 37% в первой половине 2020 года. Большая часть продаж прошла через сайты галерей и, хоть и в меньших объемах, через сторонние платформы, в том числе через набирающие популярность виртуальные демонстрационные залы, заменившие в этом году ярмарки.
Неудивительно, что коллекционеры-«миллениалы», составляющие около половины опрошенных собирателей искусства, признаются, что им комфортнее покупать дорогие произведения в cети: 16% приобретают таким образом вещи дороже $1 млн. Почти треть коллекционеров (32%) купили хотя бы одну работу через Instagram.
Художественным ярмаркам тоже нужно как-то выживать. Первой фиксированную плату в размере $5 тыс. за участие в ее виртуальном демонстрационном зале ввела «Art Basel». Директор Art Basel Марк Шпиглер говорит, что монетизация виртуальных демонстрационных залов не встретила «никакого сопротивления». Вместо привычной ярмарки в Базеле, что обычно проходит в начале июня, но в этот раз сперва была перенесена на сентябрь, а затем и вовсе отменена, 23 сентября начало работать виртуальное воплощение «Art Basel» с произведениями, созданными исключительно в 2020 году. Онлайн-версия ярмарки оказалась более камерной (100 галерей вместо 280) и продлилась всего три дня. «Это в меньшей степени попытка воспроизвести атмосферу ярмарки и в большей степени нечто среднее между поп-ап-магазином, аукционом и выбросом капсульной коллекции одежды», − объясняет Шпиглер.
Несмотря на отмену всех трех ярмарок в этом году, он не теряет оптимизма в отношении гонконгской «Art Basel», запланированной на март 2021 года, и уверен, что самое главное − это наличие спроса. «От ситуации, когда многие говорили, зачастую довольно сильно преувеличивая, о ярмарочной усталости, мы пришли в точку, где все уже отчаянно хотят снова начать путешествовать и ходить на ярмарки», − замечает Шпиглер.
Как бы то ни было, экономические последствия пандемии, скорее всего, будут ощущаться не только в 2021 году, но и позже, а ее влияние на арт-рынок нам еще только предстоит оценить. «В зависимости от продолжительности различных фаз этого кризиса, а также от того, rакая будет предоставляться поддержка галереям и ярмаркам, в 2020 году мы можем увидеть как неожиданную стабильность, так и необратимые изменения в ландшафте знакомого нам художественного мира», − прогнозирует Клэр Макэндрю». Отсюда.