Из цикла «Художник говорит».
«Многие люди, практически все, способны видеть и создавать необыкновенные вещи, но большинство не позволяют себе этого, находясь в плену стереотипов. Лишь
некоторые, а именно художники, способны разрушать стереотипы и создавать нечто новое, расширяя, таким образом, границы мира, делая их более подвижными.
Чистое искусство − это миф. Даже если мы говорим об изобразительном искусстве, оно, помимо чисто эстетической функции, обладает кучей значений, например познавательным и воспитательным: искусство и прививает мораль, и воспитывает вкус… Оно способно расширять временные и пространственные границы человеческой жизни: например, читая роман, вы, живя в XXI веке в России, попадаете, к примеру, в средневековую Англию. Искусство проектирует будущее. Например, слово «робот» придумал Айзек Азимов, а многие фантастические вещи стали сегодня реальностью. (Тут Татьяна Антошина оговорилась. Слово «робот» было придумано писателем Карелом Чапеком и его братом Йозефом, а впервые использовано в 1920 году в пьесе Чапека «Р. У. Р.». − прим. В. Д.) Но художник обычно не задумывается об эстетических функциях своего искусства. Дизайнер же, наоборот, обязан думать о функциональности в первую очередь, по определению. Если не учитывается назначение предмета, то не может быть разговора о дизайне. В наше время глобализации очень актуальным для каждого человека становится вопрос выражения личности. От дизайнера ожидается создание нового и уникального. А в то же время, у нас в дизайне много заимствований. Заказчику порой бывает трудно определиться с самоидентификацией. Человек, способный мыслить независимо и критически в состоянии помочь ему. Актуальный художник является именно таким редким человеком. Можно сказать, он упражняется в этом качестве в своих произведениях, подобно тому, как музыкант упражняется, играя на своем инструменте. Вообще-то, в конце XIX, и особенно в начале XX века в России многие и многие выдающиеся, знаменитейшие художники проектировали мебель, делали росписи стен в богатых домах, керамику, эскизы костюмов и тканей для производства.
Идеальный заказчик, конечно, − ты сам. Или тот, кто тебе доверяет и сотрудничает, а если не очень интересуется − то и не вмешивается. Заказчик, который уже строил, делал дизайн и ремонт, работал с дизайнером – тоже, как правило, хорош. Тот, кто умеет получать удовольствие от совместной деятельности − отличный заказчик, особенно если он открыт, готов показать свой истинный вкус, откровенно отвечать на вопросы, сам хочет разобраться в своих предпочтениях, стремится развиваться. Идеальный дизайн? Незаметный. Идеальный дом − тот, что отражает индивидуальность хозяина, имеет свой стиль. Я обожаю интерьеры художников и дома коллекционеров, в которых много искусства. Они, как правило, уникальны, и не требуют постороннего вмешательства».
Татьяна Константиновна Антошина (1956 г.р.) − российский художник и дизайнер, кандидат искусствоведения. Фото: © zaryavladivostok.ru.