Из цикла «Художник говорит».
«Это очень пафосно и даже нагло звучит, когда человека спрашивают: «Над чем ты работаешь?», а он говорит: «Над собой». Но в принципе художник так и делает. Потому что в этом классическая разница между художником и ремесленником. Что делает последний, за что мы начинаем его упрекать? За то, что у него на все один ответ. У него есть навык, и он шарашит. Знает, как сделать одну балясину, она у него удалась, и он ее делает. А если ты так не хочешь, приходится все время что-то придумывать.
Россия сейчас для западных кураторов не привлекательная страна, в ней ничего не происходит бодрящего, вызывающего симпатию. Россия кажется им мутной, не посылающей сигналов наружу. Мы же поставляем миру сырье, вот и художники у нас какие-то недоработанные. Они мало думают, не приучены, у них нет стратегии, желания зафиксироваться. Западные более стратегичны, ангажированны. А у нас как только ищешь для чего-то профессионалов, то они оказываются какими-то недоделанными. И ты сам такой − недопрофессионал. Нет амбиций, желания. Люди заранее намечают себе уютную нишу, может, это правильно с точки зрения выживания, но неинтересно. У меня странный опыт, я не собиралась быть современным художником. И для меня искусство – просто самое интересное занятие, можно что-то придумывать, одно с другим соотносить. Я не очень люблю выставляться, не люблю работы показывать. Такая неполная профессионализация − я с этим смирилась и не расстраиваюсь. Вообще, современное искусство в таком, хочется сказать, рассеянном множественном виде − это такая взвесь, что общих правил нет никаких. Но поскольку структура рыхлая, она и плохо резонирует. Она, с одной стороны, все принимает, а с другой стороны, мало что возвращает, потому что очень неплотная. А современного искусства вообще нет в русском сознании, по-моему».
Ольга Чернышева − российская медиа-художница, график и фотограф.