Пару лет назад я опубликовал материал на тему «Как молодому художнику пробиться в Европе?». С ним можно ознакомиться вот по этой ссылке. Сегодня я хочу поделиться выдержками из интервью руководителя московского аукционного дома «Артефакт» Петра Лизунова, в котором он рассуждает о тенденциях развития современного искусства в России и о том, как пробиться молодому художнику в реалиях современного арт-рынка:
«Сегодня, мне кажется, нельзя прийти в искусство «с улицы» и сразу начать зарабатывать своим талантом. Каким бы дарованием ты не был, сперва придется долго и очень активно работать на имя. Только когда тебя и твои работы начнут узнавать, можно начинать мечтать о том, что живопись станет приносить доход, способный тебя прокормить. В западном мире есть практика выделения молодым художникам грантов, так сказать, для «поддержания штанов». У нас же либо творца обеспечивает кто-то другой, либо он сам, прежде чем профессионально заняться живописью, долгие годы делает что-то еще.
В России практически единственная возможность для начинающего художника пробиться – это активное участие в выставках. Это могут быть мероприятия разного масштаба, разного формата. Главное – выставляться. При условиях, что твое искусство интересно, есть шанс, что тебя заметят в определенных кругах. В том числе среди коллекционеров, среди людей, которые интересуются искусством, как с художественной, так и с инвестиционной точки зрения. Хотя в этом плане тоже все сложно. У нас очень мало выставочных площадок. Даже в Москве, по большому счету, есть только ЦДХ, который, как правило, занят какими-то крупными проектами.
Совсем недавно я случайно зашел в бизнес-центр, где увидел выставку одной из галерей. Висят картины, я знаю, кто художники, но нигде на подписи к работе не указано, кто их написал. Казалось бы, ради чего скрывать имена? А все очень просто: галерист понимает, что достаточно потенциальному покупателю узнать автора, и он пойдет искать его в интернете. Люди не хотят покупать у галереи, ведь там в цену предмета входит комиссия. При этом любой художник может завести себе сайт и продавать свои произведения через него. Собственнику галереи нужно снимать помещение, он несет затраты по организации экспозиции и другие расходы по содержанию выставочного пространства. Он не может заработать, если покупатель напрямую выходит на автора. При этом отечественные художники, как правило, радуются прямым сделкам. В Америке, если галерея занимается продвижением мастера, то с ним заключается контракт, где юридически оговариваются права и обязанности сторон, их интересы всегда защищены. У нас это, как правило, не работает, из-за чего российский галерейный бизнес серьезно страдает. Я, навскидку, не смогу вам назвать галереи, которые сегодня существуют самостоятельно, без какой-либо поддержки.
Cовременное западное искусство – это в первую очередь бизнес. И бизнес этот работает в большой степени на индустрию дизайна. Там давно смылась грань между искусством и дизайном. В отечественной современной живописи, которая не столь ориентирована на бизнес, крепки традиции русской и советской реалистических школ. Мне лично, это очень нравится. Для меня это – искусство в его настоящем понимании.
Сегодня аукцион – это одна из форм привлечения внимания к современным художникам, возможность познакомиться с тенденциями в мире коллекционирования современного искусства и антиквариата. Это – прекрасная возможность покупки красивого предмета для своего интерьера за разумные деньги. Люди азартны, и мы предлагаем начать увлекательный процесс коллекционирования через игру, через соревнование. Это не просто: пришел, выбрал, купил. Это действительно интересно! Я уверен, что одна из главных миссий аукционного дома – это именно представление и продвижение современной российской художественной школы и талантливых отечественных художников».