Ровно пятьдесят лет назад, на пустыре между Профсоюзной улицей и улицей Островитянова в Москве прошла знаменитая «Бульдозерная выставка». Несанкционированный показ работ неофициальных советских художников свернули в течение нескольких минут при помощи поливальных машин, бульдозеров и людей в штатском. Среди участников мероприятия были Владимир Немухин, Оскар Рабин, Лидия Мастеркова, Виталий Комар и Александр Меламид.
На акцию пришли иностранные журналисты, а репортажи о событии разлетелись по миру. Выставка стала переломным событием в истории русского неофициального искусства. Как написал недавно ушедший из жизни арт-критик Андрей Ковалев: «Наше искусство заявило тогда о своем существовании и праве на жизнь. Те мужественные люди, которые вышли с картинами на пустырь в Беляево, победили».
А Оскар Рабин признался незадолго до смерти: «Я за компромисс и мир, а не за «бульдозерные выставки». Но власть так устроена, что пришлось защищаться. После этой выставки появился азарт. С одной стороны, это была победа, так как нашу шпану признали, в горком стали принимать. С другой стороны, начался раскол, не все художники согласились сотрудничать с властью. Кто-то эмигрировал, остальные продолжали сопротивление. Результат был достигнут не нами − нашими последователями и учениками, хотя конкретно у меня их никогда не было».
Никто из российских музеев не подготовил выставку к юбилею. Видимо, не до того сейчас, или время для неофициального искусства слишком суровое. Вот вам анекдот на тему бульдозерной выставки, для поднятия настроения.