Кураторы Музея Гетти (Getty Museum) в Лос-Анджелесе, которому с 1990 года принадлежит известное полотно Винсента Ван Гога «Ирисы», давно подозревали, что цветы на картине изначально были насыщенно фиолетового цвета.
К такому выводу их склоняли слова самого художника. 8 мая 1899 года Ван Гог лег в психиатрическую клинику в Сен-Реми-де-Прованс после периода сильной эмоциональной нестабильности. В письме брату Тео от 9 мая Винсент описывает это место как «зверинец», наполненный «разнообразными сумасшедшими или чокнутыми людьми». Затем он отмечает, что должен продолжать работать, и уже начал писать «фиолетовые ирисы».
Чтобы доказать этот факт, американские исследователи использовали рентгеновскую флуоресцентную спектроскопию. Их целью было выявить присутствие в красочном слое красного пигмента, называемого гераниевым лаком. Обычно Ван Гог получал фиолетовый, смешивая синие и красные краски, включая гераниевый лак, который очень чувствителен к свету и сильно выцветает под его воздействием. Как выяснилось при анализе, так оно и произошло: гераниевый лак был обнаружен в спектрограмме, но со временем стал почти невидимым. Поэтому современникам «Ирисы» кажутся синими, а не фиолетовыми.
Помимо этого, эксперты обнаружили в густых мазках краски в нижнем левом углу картины наличие пыльцы зонтичной сосны, произраставшей в саду больницы Сен-Реми. Результаты полного исследования планируют представить 1 октября 2024 года на выставке «Ultra-Violet: New Light on Van Gogh’s Irises».
«Эта экспозиция проиллюстрирует, как реставраторы Getty сотрудничают, чтобы лучше изучать и заботиться о произведениях искусства. Реконструкция, полученная в результате исследования, позволит нам увидеть «Ирисы» в новом свете и лучше понять замысел художника» − заявила Кэтрин Паттерсон (Catherine Patterson), ученая из «Getty Conservation Institute».