Живопись Игоря Попова

Продолжаем знакомиться с мастерами русской реалистической школы живописи. На очереди – произведения выдающегося советского художника Игоря Александровича Попова (1927−1999). Для его творчества характерно философское и одновременно поэтичное мировосприятие, которое позволило ему создать ряд глубоко психологических и эмоционально насыщенных работ.

Игорь Александрович Попов родился 16 октября 1927 года в Харькове в простой рабочей семье. Рисовать начал рано, уже в старших классах школы твердо решил стать художником. В 1945 году приехал в столицу поступать в институт имени В.И. Сурикова. Несмотря на большое количество льготников (участники Великой Отечественной войны зачислялись в ВУЗы вне конкурса и без вступительных экзаменов), Игорь сумел успешно сдать экзамены и попасть в первый послевоенный набор студентов в «суриковку». В институте учился в мастерской Василия Васильевича Почиталова, а затем Сергея Васильевича Герасимова.

При этом как зрелый мастер Игорь Попов сформировался в поездках по северным русским землям. Так уж сложилось, что в начале шестидесятых годов образовалась целая творческая группа художников-пейзажистов, для которых русский Север стал источником вдохновения. Совместно с Владимиром Стожаровым, Геннадием Дарьиным, Юрием Семенюком и Ефремом Зверьковым Попов неоднократно принимал участие в дальних творческих командировках, где писал быт и уклад провинциальных деревень, заново открывал для зрителя малые русские города.

Художник всегда стремился выразить в камерных мотивах и внешне бесхитростных сюжетах свое философское отношение к окружающему миру, к современной действительности. В его произведениях провинция, еще не пострадавшая под натиском «машинной» цивилизации, представлена особым культурно-социологическим пластом национального своеобразия страны.

«В творчестве Игоря Александровича Попова, равно как и других художников его круга, образы картин неизменно обрастают специфическими особенностями местного колорита, бытового фона, примет времени, которые, обрисовывая среду жизни персонажей, создают «комплексную» характеристику эпохи. Среда, влияя на человека, определяет его характер. Попов, примечая специфичность этой атмосферы, выявляет как бы степень зависимости от нее человеческой личности. Поэтому его искусство узнаваемо, но присущему только ему местному типажу, отличному от образов искусства современников» − писал о нем историк искусств В. Манин.

Значительное место в биографии Игоря Попова занимала его работа в доме творчества имени Д. Кардовского в Переславле-Залесском, в котором сложился творческий коллектив единомышленников, разделявших схожие взгляды на темы и методы живописной работы. В шестидесятые годы здесь работали: Эдуард Браговский, Владимир Стожаров, Иван Сорокин и другие известные художники. Здесь Попов написал свое знаменитое жанровое полотно «Колхозный рынок», где действующие лица и городской пейзаж представляли собой неразрывную живописно-пластическую среду.

В 1970 году Игорь Александрович получил звание заслуженного художника РСФСР − за серию портретов «Рыбаки из Галича», которая еще тяготела к пластике «сурового стиля». Однако, знаменитая групповая выставка московских художников 1967 года, в которой участвовал Попов, заставила его задуматься. Такая живопись неожиданно представилась ему слишком мрачной на фоне всеобщего «посветления» и декоративной яркости. «Суровый стиль» словно исчерпал себя, и Попов начинает переосмысливать тематическую направленность своего творчества, решившись подвести итог «суровому» этапу. И действительно, картина «Рыбаки из Галича» оказалась последним произведением художника на провинциальную тему. Он прекратил свои поездки на периферию, ограничиваясь впечатлениями ближайшего окружения. Этот поворот в творчестве живописца в целом укладывался в общую художественную ситуацию конца шестидесятых − начала семидесятых годов, когда стало очевидно, что бытовой жанр существенно меняется, а тема провинциальных будней, ранее предоставившая широкие возможности художникам−«традиционалистам» оказалась исчерпана.

В семидесятые годы тема Москвы стала главной в творческих поисках Игоря Попова. Он понимал, что тема большого города требует несколько иного подхода к строю и образности картины, чем это было в его прежних циклах. В новых работах многослойная фактура, выразительное живописное письмо, сменились живописью более широкой и менее пастозной. Живописец словно намеренно уходил от суеты, людских толп, напряженного ритма жизни, от звуков, пронизывающих город. Его стали привлекать малолюдные пейзажи, тихие столичные уголки, располагающие к спокойной созерцательности.

С 1974 по 1978 годы Игорь Александрович занимал должность председателя правления Московской организации Союза художников РСФСР.

Творческое наследие Игоря Попова обширно и многообразно. Особого внимания заслуживают его картины «Весна» (1957), «Базарный день» (1958-60), «С работы» (1961), «Тополь цветет» (1963), «Рыбаки из Галича» (1965), «Каргополь. Последние дни зимы» (1965), «Ваше здоровье, Александр Мартынович!» (1967), «Натюрморт с газетами» (1967), «Сентябрь. Тишина» (1972), «Первый снег. Утро» (1984). Автор много и активно выставлялся, в 1989 году в Москве прошла его большая персональная выставка. Умер Игорь Александрович в 1999 году, похоронен на Ваганьковском кладбище

В настоящее время произведения автора хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Курской государственной картинной галерее имени А.А. Дейнеки, Вологодской областной картинной галерее, Тульском музее изобразительных искусств ГУК Тульской области, Волгоградском музее изобразительных искусств им. И. И. Машкова, Вятском художественном музее имени В. М. и А. М. Васнецовых, Оренбургском областном музее изобразительных искусств, Киевском национальном музее русского искусства, в частных собраниях России и ближнего зарубежья.

Все фото и репродукции работ И. А. Попова взяты из открытых источников.

This entry was posted in Живопись and tagged , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.