Открылась выставка В. И. Сурикова

В Русском музее открылась выставка произведений Василия Ивановича Сурикова (1848–1916), приуроченная к 175-летию со дня рождения художника. Экспозиция будет работать с 1 декабря 2023 по 13 мая 2024 года в корпусе Бенуа.

В.И. Суриков. Взятие снежного городка, (1891), холст, масло, фото: ГРМ

В состав выставки включены свыше ста двадцати живописных и графических работ мастера из собраний музеев Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска, в том числе знаменитые исторические полотна «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Боярыня Морозова» (ГТГ), «Меншиков в Березове» (ГТГ). Также представлены портреты, картины на религиозные темы, акварели и образцы книжной иллюстрации.

Звучит красиво, но вот как комментирует качество экспозиции журналист и искусствовед Ксения Коробейникова, присутствовавшая на вернисаже:

«Выставка Василия Сурикова в Русском, из которой музею велели сотворить блокбастер и он честно пытался сдюжить, доказала, что такие проекты на коленке и при размытой кураторской группе не вывезти. И если смена директоров затевалась, в том числе чтобы улучшить тут уровень выставок, то пока это ожидание не оправдалось.

Все начинается слабым поздним автопортретом, а заканчивается семейным древом, ведущим к братьям Андрону Кончаловскому и Никите Михалкову. (Ради этого проект и произошел?) Между этим − набор работ, расположенных по сбитой хронологии. Экспозиционная идея считывается следующая: вешаем держак, а вокруг заполняем место «мелочью». Пять залов устроены именно так, где теряются сильные вещи малого и среднего размеров. Да, выделяется «Боярыня Морозова», таки прибывшая из Третьяковки, но не хватает «Утра стрелецкой казни» оттуда же.

Дизайн − спорный: ядовитые синий и красный, не матовые, а глянцевые. Картины на их фоне выпячиваются, ещё и под гнетом белых цитат. В витринах − вещи, отсылающие к тем, что на полотнах. Вот зачем это тоже? Все это не придает проекту идеи, траектории, высказывания.

Так видит главного национального художника (хотя, а Репин как же) главный национальный музей? Тогда ясно, почему на открытии вчера (для ВТБ во главе с Андреем Костиным и губернатором, вернисаж − сегодня) Василия Ивановича звали Иваном Васильевичем. Кто говорил, что мы живем в книге, был не прав. Живем мы в фильме и краеведческом музее.

Фрагмент экспозиции Сурикова в Русском музее, фото: К. Коробейникова

На открытии выставки Василия Сурикова в Русском музее правнук художника Никита Михалков отметил отсутствие «Утра стрелецкой казни» и намекнул, что можно было решить вопрос.

От Третьяковки никого не было. Андрон Кончаловский тоже не приехал, хотя его ждали до последнего. Вообще вернисаж − малолюдный (сотрудникам музея запретили приходить). Не то что прием ВТБ вчера. Ощущение, что все сделано под Никиту Сергеевича…». Источники: 1, 2.

Фото: © Государственный Русский музей / © К. Коробейникова.
This entry was posted in Выставки, Критика and tagged , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.