Интересное интервью с Софьей Троценко опубликовано в журнале «Сноб». Основательница ЦСИ «Винзавод» и председатель правления «Ассоциации галерей» рассказывает о проблемах, которые стоят перед индустрией искусства в России, о перспективах молодых художников и ценообразовании на современном арт-рынке. Вот основные выдержки из беседы:
«Мы никогда не делали проходных проектов − любая инициатива «Винзавода» задавала новую тенденцию, которая в дальнейшем развивалась в российском искусстве. Это и формирование открытой системы входа в искусство для молодых художников в проекте «СТАРТ», который сейчас получил развитие в «Открытые студии». И первые публичные лекции в центре современной культурной институции, и исследовательские проекты, развивавшиеся в рамках «Философского клуба», и «Лаборатории художественной критики», и «Лаборатории новых медиа». Или, например, работа с фотографами со всей страны, реализованная в проекте «Best of Russia» − «Лучшие фотографии России». В каждом проекте мы прежде всего исследовали какую-то проблему в системе современного искусства и старались ее решить. Это стало нашей работой − формировать тренды.
Проблемы, стоящие перед современным искусством, − это одно, а проблемы, которые решаются в рамках арт-индустрии, − другое. Индустрия − это система, связанная с экономикой, с процессами рынка, а искусство как таковое исследует ткань современности. Я могу в большей степени говорить именно об индустрии, чем о тонких материях в самом искусстве − о них лучше расскажут художники и кураторы. Но, несомненно, есть несколько общих. Первое − крайне низкий уровень или даже полное отсутствие критики, огромная лакуна по части тех, кто способен критически осмыслять процессы и художественные высказывания в современной культуре. Фантастически сложная ситуация с кураторами: их, с одной стороны, много, а с другой − таких, которые могли бы не просто выставку одного художника сделать, а работать со сложными смыслами, реализовывать исследовательские проекты, мне кажется, в России крайне мало.
Второе − нет мастерских, где художники могут качественно работать, например, со скульптурой, керамикой, тканями и так далее. Нет доступа к материалам и необходимым технологиям: в России это дорого и сложно, нет достаточных производственных мощностей. И, конечно, еще одна видимая проблема − образование. Его необходимо делать более современным. Вводить дисциплины, которые помогут будущим художникам понять, как на самом деле устроен профессиональный мир, где им предстоит работать и самореализовываться.
Современное искусство вышло за пределы стен нескольких галерей, и я считаю, что мы, «Винзавод», много сделали для открытости и доступности искусства. Это не только наша заслуга, к этому причастны и другие институции, ярмарки, галереи, аукционы. За пределами России современное искусство уже плотно интегрировалось в разные сферы благодаря инструментам маркетинга и пиара. Оно стало естественной частью жизни образованных, активных людей. Коллекционирование современного искусства сегодня модно и актуально.
Люди, интересующиеся искусством, перемещаются по миру между «Арт Базелем» в самом Базеле, Майами, Гонконге. За три дня «Арт Базель» ежегодно посещают сотни тысяч людей. Сложно навскидку назвать другие профессиональные ярмарки или выставки, настолько привлекательные для широкой аудитории. Вырос спрос, при этом коллекционеры ищут разумное предложение с точки зрения цены и качества. Баланс во многом достигается за счет работы с новыми художниками и выхода молодого искусства на рынок.
У художника должен быть уникальный визуальный язык, свое высказывание. Вторичность можно купить в формате постера. Но важно, что сегодня художник не может позволить себе просто быть талантливым, тихо сидеть у себя в студии и творить, считая, что его кто-то найдет и заметит. В век информационных технологий, открытости, социальных сетей и коммуникаций так не работает. Художник должен уметь рассказать о себе в информационном поле, показать, чем он занимается, чем его искусство интересно, почему необходимо покупать именно его. А дальше возможны разные траектории развития карьеры.
Талант должен присутствовать, безусловно, но и профессиональная активность имеет огромную ценность − тебя должны видеть, узнавать и доверять тебе. Необходимо заслужить кредит доверия коллекционеров, чтобы они были готовы потратить деньги на твое искусство.
Коллекционерам нравится вкладываться в определенного, выбранного ими художника. Несмотря на то, что система арт-рынка в России по-прежнему не слишком развита, попавший в нее художник не пропадет. Сегодня ты заметишь его работы на маркете «WIN-WIN», завтра − в «Открытых студиях «Винзавода», послезавтра − на ярмарке «blazar», на выставке в ММОМА и так далее. Смысл в том, чтобы коллекционер поверил в художника, когда тот только делал первые шаги, чтобы купил одну из первых его работ, а через пару лет увидел его уже на большой выставке в музее.
Цены на современное искусство − одна из причин недоверия людей к арт-рынку. Часто цены действительно устанавливаются рандомно. Это один из факторов, который тормозит рынок. Не может работа молодого художника, который еще нигде не выставлялся, стоить 5–10 тысяч евро в галерее, решившей впервые его показать. Художник должен сформировать эту цену, чем-то ее подтвердить, заслужить. А потом продавец должен доказать, что этот художник и завтра на вторичном рынке будет стоить не меньше. Если две работы посчастливилось продать по десять тысяч евро, а завтра коллекционер не сможет реализовать их за две тысячи, это разрушение рыночных отношений. Осознав эту проблему в рамках «Ассоциации галерей», мы решили ею заняться и сформировать перечень правил ценообразования.
Российские галереи сегодня в сложной ситуации: для них закрылись двери важнейших европейских ярмарок. Отдельные художники и сейчас имеют возможность выезжать. Многие за прошлый год уехали в международные резиденции, кто-то получил гранты, пошел учиться, кто-то просто работает за границей. География может меняться, но пока остаются открытыми средства информационной связи, социальные сети и физическая возможность выехать, все необходимые процессы будут происходить.
При этом мы наблюдаем формирование новой географии и новых трендов экономики в Азии. По последнему отчету «Art Basel & UBS» видно, что 17% объема мирового арт-рынка в 2023 году приходится на один только Китай.
Классическое искусство, которое висит в Третьяковке, нам с первого класса школы транслировали через учебники. Оно понятно нам с точки зрения узнаваемости картинки и смыслов. Современного искусства там нет, тогда как именно оно занимается поиском нового художественного языка, новых смыслов. Личный субъективный поиск художника не может быть понятен тысячам людей, но это не означает, что о нем не стоит рассказывать с самого детства. Современное искусство расширяет сознание, оно для всех, кто готов нестандартно воспринимать мир вокруг себя». Источник. Фото: © Дмитрий Смирнов.