Умер Фернандо Ботеро

В Монако на 92-м году жизни скончался всемирно известный колумбийский художник и скульптор Фернандо Ботеро (Fernando Botero Angulo). Смерть наступила в результате осложнения от пневмонии, сообщила его дочь Лина радиостанции «Caraco» в Боготе. Эту новость позже подтвердил и президент Колумбии Густаво Петро, назвавший усопшего «художником наших традиций и недостатков, художником наших добродетелей».

За свою семидесятилетнюю карьеру Ботеро выработал узнаваемый творческий стиль, который критики называют «ботеризмом». Для него характерны изображения людей и предметов в преувеличенном объеме. За эту «однообразность» искусствоведы всю жизнь ругали автора, а зрители и коллекционеры просто обожали. Многие произведения колумбийца представляют собой политическую сатиру и юмор, отчего его образы часто цитируются другими художниками и служат интернет-мемами.

Фернандо Ботеро родился 19 апреля 1932 года в городе Медельин в Колумбии. В детстве посещал иезуитскую школу, пару лет учился в школе матадоров. В 1948 году, когда Ботеро было шестнадцать лет, его иллюстрации были впервые опубликованы в воскресном приложении «El Colombiano», одной из ведущих газет города.

После школы юноша год проработал сценографом, а в 1951 году переехал в Боготу. Здесь, в галерее Лео Матиса, состоялась его первая персональная выставка. В 1952 году Фернандо с группой художников отправился в Барселону, затем − в Мадрид, где поступил в Академию Сан-Фернандо. В 1953 году Ботеро посетил Париж, но большую часть времени проводил не в студиях, а в Лувре, изучая шедевры мирового искусства. Год спустя, он с этой же целью поехал во Флоренцию.

«Я изучал искусство Джотто и всех других итальянских мастеров. Меня очаровало их ощущение объема и монументальности. Конечно, в современном искусстве все преувеличено, поэтому и мои объемные фигуры тоже стали преувеличенны» − признался он позже. Именно преувеличенные, объемные формы стали для художника языком его живописи и скульптуры.

В биографии Ботеро практически нет спадов и провалов. Уже в 1961 году нью-йоркский куратор Дороти Миллер проибрела для Музея современного искусства его работу «Мона Лиза в двенадцать лет» (1958). Это был неожиданный и провокационный выбор. На дворе − начало шестидесятых, абсолютное господство американского абстрактного экспрессионизма, рядом с которым портрет пухлощекого ребенка казался нелепым и неуместным. Однако картину выставили в МоМА ровно в те дни, когда оригинальную «Мону Лизу» Леонардо демонстрировали в Метрополитен-музее.

Дальше были персональные выставки в Латинской Америке и США, проходившие с неизменным успехом. Экспозиция в Музее и саду скульптур Хиршхорна в Вашингтоне (1979) открыла путь длиннейшему турне ретроспектив художника по мировым музеям, включая выставки в Санкт-Петербурге и Москве в 1993–1994 годах, после которых как в Эрмитаже, так и в ГМИИ им. А. С. Пушкина остались замечательные скульптуры Ботеро.

Прозвище «латиноамериканский Пикассо», прилепившееся к Ботеро еще в молодости, в корне ошибочно. Пикассо никогда не позволял себе быть настолько однообразным и узнаваемым. К тому же XIX век научил нас, что однообразность − признак салонного, чисто коммерческого искусства. Рыночная успешность произведений Ботеро вроде бы подтверждает этот вывод. Критики шестидесятых-восьмидесятых годов, куда более страстные, чем сегодняшние, выливали на колумбийца ушаты грязи: мол, его работы банальны, самореферентны и оторваны от ярких течений современного искусства.

В 2009 году писатель и художник Годфри Баркер поразится в своем эссе силе этой ярости: «Первосвященники современного искусства в Лондоне и Нью-Йорке терпеть его не могут, потому что он бросает вызов всему, во что они верят. Они ненавидят его еще больше, потому что он богат, имеет огромный коммерческий успех, приятен на вид и очень популярен среди простых людей».

Ботеро это, скорее, забавляло: «Критики всегда писали обо мне с гневом и яростью, всю мою жизнь». При этом вопрос, высокое ли это искусство, уже давно не стоит. Его работы приносят столько удовольствия зрителям, что ни один музей или муниципалитет, владеющий ими, не откажется от возможности их показывать.

Шоком для поклонников стала только серия работ, посвященная пыткам в американской тюрьме Абу-Грейб в Ираке, на которых толстые палачи пытают таких же толстых пленников. Следы пыток на пухлых телах и оскал сладострастия на лицах мучителей поражают. Таким образом «латиноамериканский Пикассо» выдал свою версию «Герники». Всего художник создал более 85 картин и сотню рисунков, исследуя эту тему. В 2007 году серия демонстрировалась в двух городах США, включая Вашингтон. Автор заявил, что не продаст ни одной из работ цикла, а завещает их музеям.

Еще при жизни Фернандо Ботеро пожертвовал музеям Боготы и своего родного города Медельин целый ряд произведений искусства. В 2000 году он передал в дар музею Ботеро в Боготе 123 собственные картины, 23 скульптуры из бронзы, а также 85 произведений из личной коллекции, включая творения Шагала, Пикассо, Раушенберга и французских импрессионистов.

Фото: © Oscar Gonzalez / NurPhoto / Getty Images.
This entry was posted in Живопись, Скульптура, События and tagged , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.