Вину за вероятную гибель «Троицы» заранее перекладывают на Третьяковку

Министр культуры РФ Ольга Любимова заявила, что реставрационный Центр имени И. Э. Грабаря готов к приему иконы Андрея Рублева «Святая Троица» для «восстановления». После обсуждения процесса работы с директором Центра Дмитрием Сергеевым она сказала, что для шедевра подготовили специальное помещение с климат-контролем, газовой системой пожаротушения, техническими средствами охраны, включая видеонаблюдение. Это значит, что «Троица» будет находиться в храме Христа Спасителя до 18 июля, затем отправится в Центр Грабаря, а оттуда прямиком в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Однако специалисты из музейного сообщества  уверены, что такие меры − лишь «видимость поиска решения», и вину за вероятную гибель памятника древнерусской иконописи заранее перекладывают на Третьяковскую галерею. Например, заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания, доктор искусствоведения Лев Лифшиц комментирует эту ситуацию так:

«Зачем икону передавать в Центр Грабаря, где нет таких условий, как в Третьяковской галерее? Это то же самое, если во время операции от одного хирурга передать другому скальпель. Министерство культуры потеряно и подставлено − и вынуждено принимать дурацкие решения. Всем понятно, что «Троицу» нельзя передавать, если вы хотите сберечь ее. В Троице-Сергиевой лавре ее некуда девать. В Троицком соборе многие годы не могут наладить температурно-влажностный режим − там в очень неблагополучном состоянии находится рублевский иконостас. То, что происходит, это создание видимости поиска решения − игра на публику. Ни о какой реставрации говорить нельзя: реставрация − это воссоздание памятника в виде, максимально приближенном к первоначальному. Все реставрационные работы давным-давно сделаны − еще в начале века. Сейчас можно заниматься только консервацией. Сохранением шедевра. Сейчас происходят странные маневры, потому что надо выходить из положения. А как выйти − никто не понимает.

"Троица" Андрея Рублева в храме Христа Спасителя, фото: журнал Московской Патриархии / ok.ru

Доски держатся на шпонках, склеивать их нельзя − уже пытались, и оказалось, что это невозможно. Ее надо содержать в «пеленочных» условиях, в идеальном режиме постоянного наблюдения. Это хронически тяжелобольной памятник.

Там <в Центре Грабаря> есть опытные реставраторы, но конкретно с этой иконой они не работали. Что происходит? Это что: вызов Третьяковской галерее − указание на то, что это она-то и погубила «Троицу»? Она-то во всем виновата, поэтому переводим из одного реставрационного центра в другой? В каких случаях пациента переводят из одной больницы в другую?

Лучшая «специализированная больница» − это темперная реставрационная мастерская Третьяковской галереи, где есть люди, которые в течение многих лет занимаются наблюдением и консервацией конкретно «Троицы». У них накоплен огромный опыт по этому памятнику. Чтобы спасти «Троицу», надо оставить ее в покое! Там, где она находилась в стабильных условиях, где есть идеальный температурно-влажностный режим и регулярное наблюдение. Другого выхода нет». Источник.

Фото: © журнал Московской Патриархии / ok.ru.
This entry was posted in Критика, Общество and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.