Деревенская тема Валентина Сидорова

В работах известного советского живописца Валентина Михайловича Сидорова (1928−2021) деревенская тема занимала главное место. Он родился в деревне Сорокопенье Кимрского уезда Тверской губернии в простой крестьянской семье. В 1936 году родители в поисках лучшей доли переехали в столицу, где мальчик пошел в школу, и с тех пор приезжал в родные края лишь на летние каникулы. Неброская красота среднерусской полосы стала той средой, что во многом определила будущую личность художника и всю жизнь питала и вдохновляла его творчество. Рисовать Валентин начал рано, в возрасте десяти лет. Так случилось, что однажды ему пришлось долго лежать в больнице. Тоска по дому и детские переживания привели к тому, что он стал зарисовывать свои воспоминания. Впоследствии сам художник рассказывал: «Родилось чудесное ощущение, что ты можешь нарисовать любимые места, и они всегда будут с тобой».

В начале сороковых годов Валентин поступил в кружок изобразительных искусств Московского дома пионеров. Учебу прервала Великая Отечественная война, а свое школьное образование ему пришлось продолжить в селе Юрьево-Девичье, параллельно с этим работая в местном колхозе. По завершении битвы под Москвой, мальчик с матерью пешком вернулись в столицу. В 1943 году Валентин Сидоров был зачислен в филиал Московской средней художественной школы (сама школа была эвакуирована в Башкирию). Поступил не без помощи своего наставника А. М. Михайлова, который показал его работы преподавателям школы. Пять лет спустя юноша поехал в Ленинград и сдал экзамены в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где проучился четыре года. Его педагогами в разные годы были П. П. Белоусов (1912−1989), Р. Р. Френц (1888−1956) и И. П. Степашкин (1882−1960).

В 1952 году Валентин по семейным обстоятельствам перевелся в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова. Он много работал в студенческие годы, приезжал на этюды в родную деревню, совершил несколько творческих поездок на Ветлугу и на озеро Светлояр. В 1954 году молодой художник представил художественному совету свою дипломную работу «Будущий тракторист» и на полтора года уехал в Коровино. Здесь он пробовал свои силы в различных жанрах, написал множество этюдов и эскизов, размышлял о будущих картинах и об участии в большой выставке, готовившейся к 40-летию Октября. Коровинский период сыграл большую роль в творчестве Сидорова, он увидел «свой мир в простых сюжетах, свою природу, прикоснулся к ее душе, в нем родилось поэтическое восприятие мира».

В 1956 году художник вернулся в Москву и представил выставочному комитету свои эскизы к будущим полотнам «Майский дождик», «Гроза прошла», «Под августовские росы». Комитет остановил свой выбор на «Майском дождике» и для продолжения работы над картиной предложил ему поехать в дом творчества «Академическая дача», которым с 1960 года и на протяжении шести лет художник будет руководить сам.

Руководство «Академической дачей» − особый период в творчестве Валентина Сидорова. Именно там он сумел обрести себя, найти свой круг тем и образов. И именно с начала шестидесятых годов у художника начинается новый творческий период, когда бурный восторг сменяется более спокойным, углубленным, философским отношением к жизни. Зимние пейзажи мастера в полной мере свидетельствовали о его виртуозном владении тональной живописью. При всем многообразии мотивов, при всем различии эмоциональной и живописной палитры они связаны с раздумьем о жизни.

В 1966 году художник переехал в деревню Подол, расположенную в нескольких километрах от «Академической дачи» и давно притягивавшую его внимание. Здесь он писал свои этюды, а затем в течение многих лет жил и работал в пустовавшей летом старой школе. Эти места во многом определили все его последующее творчество.

С 1994 года Валентин Сидоров преподавал в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, с 1996 года в должности профессора, а с 1998 года в качестве руководителя мастерской станковой живописи. С 1951 года и до конца жизни регулярно участвовал в городских, региональных и всесоюзных выставках. Многие произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.

Большинство работ Валентина Михайловича Сидорова отличаются простотой и ясностью композиции, в них прослеживается традиция русской реалистической школы живописи, восходящая к творчеству Венецианова, Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Богданова-Бельского. Ниже вы можете увидеть ретроспективную подборку произведений художника, начиная с конца сороковых годов XX века и до 2015 года. Все изображения взяты из открытых источников.

This entry was posted in Живопись and tagged , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.