Уровни компетентности

Писатель Андрей Столяров поделился мыслями:

«Выступая недавно на Форуме стратегов в Санкт-Петербурге, я говорил, в частности, об известной шкале компетенций, которая, явно или неявно, лежит в основе нынешней подготовки специалистов. А вот сейчас сообразил, что эта же шкала применима и к писательским компетенциям.

Она очень простая. В ней 4 уровня:

1) Уровень бессознательной некомпетентности. Человек даже не знает о том, что он чего-то не знает. Или не подозревает, что не владеет какими-либо навыками. На этом уровне, вероятно, и остается множество начинающих авторов.

2) Уровень осознанной некомпетентности. Человек понимает, что не обладает знаниями (или навыками) в какой-то области. Когда абитуриент подает заявление в вуз, то он как раз признает, что не обладает знаниями о будущей специальности, но хотел бы этими знаниями овладеть.

Так же и начинающий автор может осознать, что он не владеет элементарными навыками письма и тоже начинает учиться. Правда, происходит это далеко не всегда.

3) Уровень осознанной компетентности. Человек овладевает знаниями в определенной области и может вполне грамотно их использовать.

4) Уровень бессознательной компетентности. Человек настолько хорошо овладевает знаниями и навыками, что работает, уже не задумываясь о них.

Вот примерно так. Однако тут есть любопытный момент.

Многие авторы, выйдя на четвертый уровень, полагают, что достигли пределов литературного совершенства, поскольку могут теперь легко забабахивать один роман за другим и даже зарабатывать этим, но не осознают, что сам этот уровень может лежать очень низко: так возникает сетература, а также литераторы, то есть средние и посредственные писатели.

Дело в том, что, выйдя на уровень бессознательной компетентности, любой автор парадоксальным образом опять оказывается внизу этой шкалы: перед ним снова возникает уровень некомпетентности, и чтобы подняться до высокого мастерства, ему нужно пройти следующий цикл. А возможно, и не один. Правда, для этого следует опять осознать собственную некомпетентность». Источник.

Марк Шагал "Поэт, или половина четвертого" (1912)

В качестве иллюстрации: картина Марка Шагала «Поэт, или половина четвертого» (1912 г.), холст, масло, 197×146 см, © Художественный музей Филадельфии.
This entry was posted in Критика and tagged , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.