В прошлом художники нуждались в подтвержденном и устоявшемся спросе на первичном рынке, прежде чем выйти на аукционы. Сегодня ситуация меняется, и молодые авторы могут стать крупными активами на аукционном рынке еще до того, как их работы получат широкую известность. Это, пожалуй, одно из главных изменений парадигмы на мировом рынке искусства в начале XXI века. Под «молодыми» художниками принято подразумевать тех, кто моложе сорока лет. Цены на их работы все больше приближаются к уровню цен, который ранее были зарезервированы для произведений классиков мирового искусства. В конце девяностых к этой категории относился только один «молодой» художник − Жан-Мишель Баския. Его работы на аукционах преодолели порог в один миллион долларов, но культовый статус Баскии был во многом обусловлен ранней смертью художника, и тем мифом, который создали вокруг его имени искусствоведы и кураторы. Однако в настоящее время на открытых торгах встречаются просто бешенные ставки на работы новых восходящих звезд − художников, которых вряд ли кто-то знает за пределами тусовки.
За последние два года целая плеяда новых авторов потрясла продажи произведений искусства в Нью-Йорке, Лондоне и Гонконге. К ним относятся такие художники, как BEEPLE (чей NFT-файл мгновенно вдохновил крупные галереи и аукционные дома на развитие своих «крипто-вселенных»), Мэтью Вонг, Эйвери Сингер, Флора Юхнович, Амоако Боафо, Нджидека Акуниили Кросби, Тойин Оджих Одутола, Февосиус, Рефик Анадол, Дженнифер Пакер, Лой Холлоуэлл, Тауба Ауэрбах, Джейде Фадохутими, Анна Вейант, Мария Беррио и Эва Юшкевич. Несмотря на то, что многим любителям искусства эти художники совершенно (или почти) неизвестны, тенденция свидетельствует о том, что интерес мирового арт-рынка к «молодому» (особенно «женскому») творчеству будет только расти.