Говорит Булатов. Часть 3

Из цикла «Художник говорит».

«Вначале, когда антирусская кампания набирала ход, на Западе говорили, что она направлена конкретно против Путина, против российского правительства, а отнюдь не против русского народа. Сейчас понимаешь, что такие утверждения не более чем политическая декорация, которая теперь отброшена. Сегодня ясно, что именно русских пытаются отовсюду выбросить, воспитать к ним ненависть.

Происходящее напоминает мне то, что делалось в гитлеровской Германии, когда преследовали евреев, выбрасывали их из немецкой культуры. Это был антисемитизм, который фашистами прямо и откровенно так и назывался. Сейчас же в демократической Европе и в не менее демократической Америке русские выталкиваются из культуры всеми возможными способами. С ними отбрасывается всякое сотрудничество, какие бы то ни было контакты. Все это очень похоже на этот антисемитизм, только сейчас я бы назвал это антирусизмом, или русофобией.

Художник Эрик Булатов. Фото: ТАСС / URA.RU / Natalia Chernohatova

Помню, что всегда русские выставки, будь то в Париже или Лондоне, проходили с большим успехом. Хотя критика не всегда была хорошая, народ шел на них толпами, с большим энтузиазмом. У людей на Западе есть потребность в русском искусстве, сознание его необходимости. Даже если они не всегда все понимают, но они чувствуют неразрывность двух культур. Европейская культура так же нуждается в русской культуре, как и русская в европейской. Они, в сущности, образуют единое целое. Это очень важный момент, который люди чувствуют, и поэтому так интересуются нашим искусством.

Пусть мои картины на время выбросили из постоянной экспозиции в Центре Помпиду. Но в нынешнем году на фоне всей антирусской кампании успешно прошли две мои выставки в женевской галерее «Scopia». Мою большую работу «Друг − вдруг − враг» приобрел крупный швейцарский коллекционер, и вообще швейцарцы больше всех меня покупают. Именно в Цюрихе в 1988 году состоялась моя первая большая выставка. Кроме того, новую экспозицию в Музее Базеля теперь открывает мое полотно «Единогласно». Наконец японское издательство поместит мою картину «ХХ век» на обложку книги, посвященной русской литературе прошлого столетия.

Только что в Центре Помпиду показали ретроспективу одного из крупнейших современных художников Георга Базелица. Недавно там показывали другого замечательного мастера − англичанина Дэвида Хокни. Это действительно серьезные живописцы, про которых не скажешь, что они пустое место. В современном искусстве есть достижения. Но вместе с тем в нем так много мутного, всего намешанного. Поди разберись, это очень непросто. Думаю, что человек испытывает чувства досады и растерянности, не знает, как на многое реагировать. В свое время я написал статью «Картина умерла, да здравствует картина!» Действительно, от картины никуда не денешься. Несмотря ни на что, она, как и прежде, продолжает здравствовать и остается самой подходящей формой для творчества. И мне кажется, что сейчас больше никто не говорит, что она умерла.

Школа, конечно, нужна − иначе теряются все критерии. Раньше они были, а сейчас больше нет. Индивидуальность всегда ценилась. Однако сначала надо научиться рисовать. Иначе видишь кое-как намалеванные полотна. Одно из них стоит миллионы, а другое − ничего. Одно из них причисляют к шедеврам, а другое не ставят в грош, и нельзя понять почему».

Эрик Булатов, российский художник, один из основателей соц-арта.
Фото: © ТАСС  / © Наталья Чернохатова.

This entry was posted in Художник говорит and tagged , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.