От ошибки не застрахован никто

Вопрос о том, является ли дорогое произведение искусства, купленное на известном аукционе, подлинным, может быть на удивление изменчивым. Интересная история опубликована в «New York Times». Американка Стефани Клегг (Stephanie Clegg) в 1994 году купила на открытых торгах «Sotheby’s» акварель Марка Шагала «Пара с букетом цветов», заплатив за нее 90 000 долларов. В 2008 году представители аукционного дома обратились к ней с предложением продать работу уже за 100 000 долларов, но женщина отказалась. Когда же в 2020 году Стефани, наконец, решилась расстаться с акварелью, эксперты «Sotheby’s» настояли на том, чтобы работа предварительно прошла проверку на подлинность, заверив владелицу в том, что это чистая формальность. Однако, к ужасу коллекционера, экспертная комиссия, работающая в Париже, объявила «Пару» подделкой и намерена ее уничтожить.

Фрагмент акварели "Пара с букетом цветов", приписываемой Марке Шагалу

Ранее в каталоге «Sotheby’s» указывалось, что Марк Шагал создал «Пару с букетом цветов» примерно в 1950 году. Предыдущими владельцами картины заявлены: парижанин Л. Преже, «Galerie Pétridès», частный коллекционер, а затем галерея «Achim Moeller Fine Art Limited» из Нью-Йорка.

Когда госпожа Клегг обратилась за разъяснениями, аукционный дом ответил, что, к сожалению, ничего не может сделать. «Учитывая, что первоначальная продажа состоялась более двадцати лет назад, мы находимся далеко за пределами периода времени, в течение которого «Sotheby’s» гарантировал авторство работы и мог бы обратиться к продавцу за помощью», − написал владелице один из руководителей аукционного дома.

В качестве извинений юристы «Sotheby’s» предложили Стефани Клегг компенсацию в размере 18 500 долларов в счет их комиссии за любые будущие продажи произведений искусства, которыми она владеет. Сама же госпожа Клегг через адвокатов намерена добиваться от аукционного дома компенсации в размере 175 000 долларов. «Sotheby’s» заявляет, что для этого требования нет никаких законных оснований, и настаивает на том, что срок давности гарантий аутентичности, которые он давал в 1994 году, уже истек.

Коллекционер Стефани Клегг. Фото: Aaron Richter / The New York Times

В свою очередь госпожа Клегг утверждает, что «Sotheby’s» несет бòльшую ответственность за ситуацию, в которую она попала, учитывая активное участие аукционного дома в реализации картины − в качестве первоначального продавца, последующего оценщика и недавнего консультанта по ее потенциальной перепродаже. Ранее в этом году ее адвокат Картер А. Райх в письме обвинил аукционный дом в «нарушении договора, мошенническом искажении фактов, небрежности и нарушении фидуциарных обязанностей». Юристы «Sotheby’s» отвергают эти претензии, утверждая, что аукционный дом действовал ответственно и в соответствии со своими стандартами и процедурами.

Методики атрибуции произведений искусства все время совершенствуются, поэтому даже эксперты крупных арт-институций и музеев могут ошибаться. К примеру, в 1973 году Метрополитен-музей переатрибутировал порядка трехсот картин из своего собрания, в том числе произведения, которые, как считалось, были созданы такими мастерами, как Рембрандт, Гойя, Вермеер и Веласкес. «Я считаю, что атрибуция похожа на медицину или любую другую область знаний, которые постоянно меняются или совершенствуются», − заявлял тогда Эверетт Фахи, заведующий отделом европейской живописи Метрополитен-музея. Тридцать семь лет спустя музей решил, что «погорячился» с переатрибуцией одной из этих работ − портрета Филиппа IV кисти Веласкеса.

Среди неожиданностей, которые делают коллекционирование произведений искусства таким привлекательным и, одновременно, рискованным занятием, является тот факт, что изменение авторства может со временем как понизить стоимость работы, так и увеличить ее. Например, «Спаситель мира», проданный на аукционе в 2005 году за 1175 долларов, был перепродан в 2017 году за 450 миллионов долларов, после того как несколько экспертов решили, что это работа Леонардо Да Винчи. В настоящее время ряд авторитетных искусствоведов опять подвергают сомнению подлинность этой работы, поэтому «Спаситель мира» в каталогах указывают как «приписываемый Леонардо».

В настоящее время аукционные дома стремятся уменьшить свою ответственность из-за неблагоприятных изменений в атрибуции произведений искусства, ограничивая время, в течение которого они гарантируют их подлинность. «Sotheby’s» сообщает покупателям, что дает пятилетнюю гарантию на работы. Художественные галереи могут устанавливать условия продажи в контракте, но, как правило, они связаны «Единым торговым кодексом», который дает покупателям четыре года на подачу иска на том основании, что авторство произведения было неточным или ложным.

Фото: ©Aaron Richter / © New York Times.
This entry was posted in Бизнес, Коллекция, Плагиат and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.