Про «измы»

Откопал любопытный и достаточно ироничный текст Евгения Фатеева. Называется «Об отказе от соцреализма». Вот лишь некоторые выдержки из него:

«Исторические ветры беспощадно сдувают всевозможные «смыслы», «концепции», − любые объяснения от самих авторов и прочее подобное. Произведение весьма скоро по историческим меркам остается один на один со зрителем, который уже многого не знает, который дышит своим временем. Так всегда случается с визуальными искусствами. Каждая эпоха их как бы «перепрочитывает», перепросматривает. И на каком-то этапе мы уже не способны понять все эти дурацкие «смыслы», которые закладывали художники XVII века в свои натюрморты и аллегории. Да и не нужно, и неинтересно большинству из нас про это знать. Мы, собственно, не понимаем, что нам делать с этим знанием. Мы видим в этом искусстве что-то свое. И мы по-своему и правильнее это искусство переназываем.

Как инсайдер артистической среды, хочу поделиться своим наблюдением. Художники − довольно глупые и недобрые люди. И когда эти люди заводят волынку про смыслы, я теряю интерес к визуальному содеянному, т.к. ничего интересного там не будет. Ничего талантливого, ремесленного, искусного и достойного внимания там не будет. Когда художники заговаривают о «смыслах», значит будут грабить. Буквально. За баснословные деньги вам сбудут откровенный мусор. Не торопитесь. Подождите. Время само разберется. Время очень жестоко. Оно обязательно воздаст забвением и переназовет.

Все «измы» нами обычно заимствуются. Часто некритично. Абсолютно оригинальное отечественное искусство часто на уровне концептуализации нивелируется, низводится до какого-то минимума искусствоведческого разумения. Уж сколько всего важного и особенного сгинуло в ямах вульгарно понятого «реализма», «романтизма». Только в короткий период русского авангарда у нас случился взрыв номинального творчества. Люди, рисующие и пишущие, выдали на-гора тьму «измов» − лучизм, акмеизм, супрематизм, имажинизм и прочие. Мы не всегда понимаем, что изобретение «изма» − это тоже, в некотором роде, акт творчества, креационизма, учреждения. И в номинировании тоже нужен талант. Примерно в том же русле было и самоназвание «социалистический реализм» для советского искусства.

Художник Иван Андреев. Картина "В.И. Ленин и Н.К. Крупская среди студентов Вхутемаса в 1922 году" (1951).

В перестройку и ранний постсоветский период термин «соцреализм» стал ругательным или достойным эдакого постмодернистского глума. Этим словосочетанием дразнили и обижали. Некоторые малоумные даже имели глупость и слабость обижаться.

Через какое-то время началась сначала робкая, а потом все более уверенная, апология советского реализма. Советские визуальные искусства оказались настолько живучими, что их второе пришествие ознаменовалось полной реабилитацией «соцреализма», который царит почти везде сейчас. И ладно бы если бы это были только популяризаторские сайты, но этой ленью номинирования больны и вполне серьезные ресурсы. И теперь очень сложно что-либо противопоставить этому ничего не объясняющему сочетанию слов.

Сегодня, в дни странного левого ренессанса быть левым, социалистическим, да еще и реализмом, это и жутко актуально, и в тренде. Сегодня, когда уже вполне допустимо посылать в задницу откровенный мусор по имени «contemporary art», это искусство стало вполне нестыдно потреблять и даже восхищаться им. Криптопотребление сов-арта сменилось вполне открытым и статусным. Даже глупые и невежественные комиссары в пыльных шлемах от туземно-аборигенного либерализма стали о кое-чем догадываться. Особенно очевидным это стало после относительно недавней выставки «Оттепель». Некоторым рецензентам этой выставки в либеральных медиа хватило смелости признаться: «Ну надо же! Оказывается, это было вполне актуальное искусство, которое очень выигрышно смотрится на фоне современного ему западного…» И это неплохо. То ли еще будет.

Сейчас происходит эдакое уже вполне уважительное надевание на отечественное искусство вполне респектабельных западных «измов». Еще десять лет назад я сталкивался в отечественном искусствоведении с ироничным отношением к термину «русский импрессионизм». Сегодня же нужно быть откровенным идиотом, чтобы не признавать того, что из всех провинциальных импрессионизмов наиболее значительным и близким по художественному уровню к импрессионистической метрополии были русский и американский. И это еще без операционного импрессионизма в живописи многих русских художников.

Только очень прошу не ругаться. Номинальные игры, придумывание и учреждение «измов» − должно быть игрой, легкой, увлекательной, немного расслабленной. Нельзя к этой игре подпускать угрюмых искусствоведов. В эту игру нужно пускать только добрых, цельных, не треснутых, улыбчивых искусствоведов :-) .

И вообще не стоит забывать о том, что впереди у нас классификационные войны, когнитивные войны. Ведь какие-никакие, но нейросети грядут. И нужно быть готовыми к их пришествию. Вообще всегда лучше готовиться к собственной смерти». Полностью здесь.

На фото: Художник Иван Андреев. Картина «В. И. Ленин и Н. К. Крупская среди студентов Вхутемаса в 1922 году» (1951). 
This entry was posted in Критика and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.